Зачем нам «семь пятниц на неделе»?

Что такое сезон распродаж – «черная пятница»

24.11.2022 г. / Прочитано 262 / Комментариев нет

«Черная пятница»

Кажется, весь мир сходит с ума, готовясь к «черной пятнице». Телевидение, газеты, интернет тонут в рекламе, где бесконечно повторяются слова – «покупай… доступно… почти бесплатно… всего три дня». «Эпидемия» трехдневных распродаж родилась в США в начале прошлого века, но вот уже более 80-ти лет регулярно прокатывается по всей планете. Россия тоже не устояла перед «торгово-потребительской пандемией».

 

Как все начиналось

Америка – страна торговцев. Рекламные акции про «низкие» цены родились именно здесь еще полтора столетия назад. По всякому поводу и нередко – без него. Эта история – яркий тому пример.

В 1864 году президент Авраам Линкольн объявил общий для страны праздник – «День Благодарения». Отмечать – в последний четверг ноября. И сделал его выходным. А на следующий день – в пятницу – начался «Рождественский сезон», самое приятное время для продаж. Так родились пятничные торговые скидки.

Затем туда «прицепили» уличные парады с гигантскими куклами. Позже – коллективные танцы, концерты, безумство гуляний в ресторанах и уличных кафе. Дату окончательно узаконили в 1941 году. А торговать стали по три дня кряду. С пятницы – до конца недели. Выходные же, чем еще заняться трудовому люду!

По поводу названия есть две версии.

В первом случае вспоминают относительно недалекий 1966 год. Тогда в городе Филадельфия у магазинов образовались жуткие автомобильные пробки. В основном из машин черного цвета. Многие люди долго не могли выбраться обратно. Местные полицейские, мол, и назвали день «черной пятницей».

Во втором варианте вспоминают более далекую пятницу – в конце сентября 1869 года. Тогда биржевые спекулянты, сговорившись, устроили рукотворный «валютный крах», в результате которого цена на золото упала на треть. Страна свалилась в жестокий кризис, народ – в нищету, а все это длилось несколько лет. Событие тоже назвали «черным».

Скажем честно: второй случай – более реальный для прототипа названия «торговой» пятницы. Ведь именно тогда у торговцев-валютчиков появился специфический сленговый оборот «black-price» («черная цена»), который переводится на нормальный язык, как «очень низкая цена»…

 

Праздник-«обманка»

Реальная суть дня кроется в нескольких моментах. Причем, огромные очереди, яркие украшения, толпы в ресторанах – мишура. Красивый фантик. Истерически-разорительная радость потребителя без реальных причин.

А вот – правда.

Торговцы реализуют в эти дни в несколько раз больше товаров, чем обычно. И получают очень приятный навар. Да, часть из продукции продают дешевле прежнего. Но немало товаров предлагают по специальной схеме: их за пару месяцев до акции повышают в цене, а потом – как бы «скидывают». В реальности покупатель платит, как и прежде. Или даже больше. Доказано многократно в разных странах. Законы торговых «хитростей» едины для всего мира.

И – главный факт. Народ за три дня – в приступе «потребительского безумия» – скупает товаров много больше своих потребностей. Запасается нужным и ненужным барахлом. Чтобы потом – протрезвев от гипноза рекламы – выбросить на помойку, по статистике, треть покупок. А через год повторить ту же глупость…

Европа заболела «черной пятницей» в 50-60-е годы XX века. И продолжает делать это до сих пор.

Даже глубоко иные по своим обычаям цивилизации (типа японцев или индусов) попали в ту же ловушку.

Россия попала под «обаяние» акции в 90-е годы. Наша торговля мгновенно впитала все, что было изобретено в данной сфере рыночного бизнеса на Западе. Сегодня отечественный сегмент интернета тонет в бурном потоке рекламы по поводу невероятного «торгового счастья», которое ждет всех нас 25-27 ноября 2022 года. В дни «черной пятницы».

 

Включите мозги!

Итак, про фантазийную и реальную цифирь. Скучновато, зато – убедительно.

Сторонники «черной пятницы» (по случайному совпадению – почти сплошь ритейлеры, представители крупных фирм нашей славной сетевой торговли) уверяют, что за три «чернопятничных» дня в ноябре 2021 года было продано товаров в 2-3 раза больше обычного! А если брать отдельно показатели по интернет-продажам, то превышение составило в 8-12 раз!

По поводу ситуации в нынешнем году говорят: грядет новый рекорд! Опросы показывают, что 85% россиян ринутся в эти дни в магазины, чтобы в среднем потратить на покупки не привычные для остальных «трёх дневок» текущего года 3-5 тысяч, а в десять раз больше – по 30-50 тысяч рублей. При этом нынешнее количество интернет-сообщений по поводу грядущей «черной пятницы» превзошли показатели за январь-октябрь 2021 года в 20-30 раз!

Красиво. Но вот вам реальные цифры. Причем, именно по Тульской области.

Больше всего товаров в нашем регионе в прошлом году было продано, конечно, в декабре. Канун Рождества и Нового Года. Сумма – почти 34 млрд рублей. Далее по показателям – по 30-31 млрд рублей в месяц – идут июль, август, сентябрь и октябрь. Лишь на шестом месте из двенадцати – искомый ноябрь, сумма – 29,1 млрд рублей. По сравнению с данными за не рекордный ноябрь 2020 года – в реальных ценах, с учетом инфляции – минус 4,8% покупок. То есть объем покупок год назад не повысился, а – снизился!

Вы не забыли, что тогда буйствовала пандемия, масочный режим и куар-коды для посещения магазинов? Народ, в основном, сидел по домам. Работал «на удаленке». И не шастал по магазинам. Но об этом сторонники «черной пятницы» молчат…

Ну, судя по цифрам, где влияние «огромных» покупок в ноябре? Нет его.

Ещё раз отодвигаем рекламу. Идем на сайты серьезных финансовых компаний. В данном случае это – «Сбербанк Данные» и «РИА-Рейтинг».

Рост продаж в полтора-два раза ими был зафиксирован в искомые три ноябрьских дня 2021 года только в столице, Подмосковье, Санкт-Петербурге, Калининграде, Владивостоке, Екатеринбурге, Сургуте и Сочи с Краснодаром. Еще в полутора десятках регионов он составил +15-20%. В двух десятках субъектов страны – Кавказ, Поволжье, Сибирь – и вовсе минус 10-30%. Падение продаж!

Ну, а остальные области – включая Тульскую – реализовали в эти дни товаров всего на 1-5% больше привычного. Практически не было очередей. Все – как обычно.

Про «огромный вал» интернет-сообщений о грядущей «черной пятнице». Ряд ведущих компаний-провайдеров уточняет: до 70% сегодняшних «болталок» про рекордные покупки – прямая реклама упоминавшихся ритейлерских фирм. Торговцы хвалят сами себя. Ответов на их «информационные сообщения» от обычных читателей – мизер.

Остальные интернет-отзывы превышают показатели 2021 года всего на 10-15%. И аккуратно делятся на три равные части. Одни потенциальные покупатели хвалят традиции «черной пятницы», другие – отзываются нейтрально и столько же – ругают, не стесняясь в выражениях. Нет единодушия.

Еще один интересный факт. Объемы продаж через интернет действительно быстро растут. Но пока они не превышают треть от всех покупок. Так что итоги опросов среди интернет-покупателей далеко не всегда отражают реалии. Две трети россиян пока ходят по магазинам.

Наконец, информация о другом интересном опросе. До 65% жителей страны (туляков – тоже) либо не знают, что такое «чёрная пятница», либо путают ее с Днем холостяка (это – «четыре единицы», которые всерьез в России нигде не отмечают – 11.11.22 г.). Либо даже считают ее «вторым» именем 8 Марта!

Еще 25% туляков ответили: они не пойдут на распродажи в дни «черной пятницы»! Не хотят быть обманутыми. Интересный аргумент…

И про самую удачную для торговли «черную пятницу» в России. Она случилась в 2019 году. Да, был рекорд. И пока эти результаты остаются недостижимой мечтой.

 

Не станьте жертвами интернет-мошенников!

Во время распродаж фиксируется пик активности интернет-мошенников. Действуя от имени популярных брендов и онлайн-магазинов, они «очищают» банковские карты россиян. Об этом сообщает сайт «Газета.Ru».

С начала октября 2022 года, в преддверии «черной пятницы», было зарегистрировано более 35 тысяч доменных имен, содержащих в названиях разные комбинации слова «black», «Friday» и «promokod»! На них жулики предлагают приобрести популярные модели смартфонов, ноутбуков и другой бытовой техники со скидкой более 50%. Далее – заполнить стандартную форму для оплаты товара банковской картой. В результате такой схемы они получают от жертвы деньги и данные карты. Никаких товаров, конечно, у них нет.

По мнению специалистов по интернет-безопасности, самым простым способом проверки сайта на надежность является определение его возраста при помощи сервисов whois и reg.ru. Если сайт выдает себя за официальный ресурс популярного бренда, но при этом зарегистрирован всего несколько месяцев назад, то он с вероятностью до 98-99% является мошенническим.

Второй по популярности вредоносный контент – лживые электронные письма. В таких сообщениях люди вместе с обещаниями большой выгоды получают ссылки на фишинговые сайты. А там – опять потеря денег. Самый надежный способ защиты – отказ от перехода по ссылкам от неизвестных отправителей…

Эксперты не рекомендуют переходить по ссылкам и от иностранных компаний. Многие из них в России уже не работают. Лучше самому посетить официальный сайт компании и посмотреть ссылки на наличие подтвержденных профилей бренда в соцсетях и странах.

Злоумышленники продолжают пользоваться классифайдами (сайты с онлайн-объявлениями). Здесь они как бы делают скидки в честь праздников и распродаж. Затем – уводят жертву с сайта или официального приложения в поддельные мессенджеры. Подозрительно низкая цена товара должна служить для покупателя главным условием для подозрений…

Еще один способ обмана. В соцсетях распространяют «беспроигрышные» лотереи. Предлагают получить выигрыш в обмен на оплату «комиссии». Жертва рискует передать персональные данные, теряя суммы комиссии и денег со счета.

 

Что же делать?

Несколько советов для обычных покупателей.

Бойкотировать «черную пятницу» вовсе не обязательно. В эти дни можно спокойно прогуляться по торговым центрам и магазинам. Но – заранее подготовиться к таким визитам.

Составьте список необходимых для вашей семьи товаров. Как повседневных, так и потенциальных подарков. Отдельно – покупки для детей. Посоветуйтесь с близкими людьми. Приобретайте без попадания в зависимость от «потребительского гипноза».

Не обязательно ходить в пятницу. Скидки будут действовать в субботу и воскресенье. Заранее «погуляйте» по интернет-сайтам в части динамики цен на нужные вам товары. Чтобы скидка была реальной, а не обманной.

Помните, что максимальный «сброс» продовольственных покупок в нынешнем году туляки сделали в отношении мясной продукции, молока, рыбы, сыров, картофеля и овощей. Эти товары в дни распродаж действительно можно будет купить дешевле обычного. А вот сладости, водку, привозные фрукты – вряд ли.

Из «не еды» склонность к удешевлению показывают холодильники, телевизоры, кухонная техника, мебель, не сильно модная одежда и обувь. В отношении же автомашин, брендовой одежды-обуви, ювелирных изделий, мобильных телефонов и компьютеров – аккуратнее. Несколько раз прикиньте, пересчитайте.

Оставайтесь типичными туляками. Трудолюбивыми, в меру осторожными и относительно консервативными. Есть такая поговорка. «Семь раз отмерь – один раз отрежь». Про нас. Напомним, что при достойных, но – все же вполне средних показателях в России доходов – мы имеем одни из самых лучших данных в стране по наличию у нас интернета, сотовых телефонов, телетехники, новых квартир, а также по числу автомашин на каждые 100 семей.

И не расстраивайтесь, если не попали на «пятницу». Впереди – целый декабрь предновогодних продаж и рождественские скидки. Уверяем вас: успеете разумно и относительно недорого закупить то, что вам действительно нравится…

Александр АБРАМОВ

Тематика статьи:

Понравилась статья? Посоветуйте друзьям:


Тематическая подборка статей:

Ваш комментарий:

Перед отправкой ознакомьтесь с правилами размещения комментариев!