Королева наук – химия. Пока – без формул

В Центре детского творчества продолжается развивающий курс для семиклассников «Химия без формул»

10.11.2022 г. / Прочитано 803 / 3 комментария

Ученики седьмых классов узнают из занимательных опытов о науке,
на которой базируется деятельность «Щекиноазота»

В Центре детского творчества, что в поселке Первомайском, продолжается развивающий курс для семиклассников «Химия без формул». Третий год существует в ЦДТ новая образовательная модель – ранней профориентации, созданная по инициативе химической компании «Щекиноазот». Уникальный курс реализуется при полной поддержке предприятия.

Ученики седьмых классов узнают из занимательных опытов и рассказа педагога о Ее Величестве Химии – науке, на которой базируется вся деятельность градообразующего предприятия, АО «Щекиноазот». О практических возможностях химии – в доступной для детей форме, без изучения химических формул и решения уравнений.

В прошлом году образовательный проект ЦДТ «Химия без формул» занесен в Федеральный цифровой реестр образовательных практик по дополнительному образованию.

…Здесь все организовано и продумано до мелочей. Дети приходят на занятие один раз в неделю, не рано – уроки в школе уже заканчиваются, но и не поздно – в 16.45. Руководитель курса, преподаватель химии Анастасия Лаптева встречает ребят внизу. Добрая улыбка, внимательный взгляд – опытный педагог отмечает зорким оком, кто в каком настроении пришел, все ли у ребенка хорошо. Ведь давно известно: учиться надо с интересом и непременно – в отличном настроении. А в случае с наукой химией настрой ученика, пожалуй, особенно важен. Нужна концентрация внимания, аккуратность, собранность – тогда легче будет каждому совершать для себя новые и новые открытия, ведущие дорогой познания к новым горизонтам…

Семиклассники осваивают азы техники безопасности при обращении с реактивами, заново знакомятся со свойствами давно, казалось бы, известных и обыденных вещей. А химики «Щекиноазота» помогают делать открытия – проводят здесь традиционное занятие.

Юлия Мамай

Недавно такой интересный урок провели для ребят Юлия Мамай и Елена Бреславец, инженеры-химики санитарной лаборатории ЦОТК АО «Щекиноазот». Химики продемонстрировали неизвестные пока детям, неожиданные свойства давно знакомых веществ, постоянно присутствующих в быту – артезианской и водопроводной воды, хлорированной воды, сухого льда. Воды, которая может находиться сразу в трех агрегатных состояниях!

– Вода – это наше все! – начала рассказ Юлия Мамай. – Мы ее пьем, мы ею дышим, она содержится в нас в большом количестве. И потому особенно важно, какое она имеет качество. И наше градообразующее предприятие бережет воду, очищает ее, для чего построены мощные очистные сооружения. Современные технологии помогают очищать речную воду после использования на производстве даже до лучшего состояния, чем то, в котором она находилась до поступления на завод. Многие циклы у нас замкнуты, «Щекиноазот» неуклонно сокращает объемы используемой речной воды. А в наших очистных сооружениях живет рыба редких карповых пород, ее специально здесь разводят – как живой индикатор, говорящий о чистоте воды…

Ловкие руки химика манипулируют пипетками, пробирками, пузырьками. Открытие для детей: присутствие в артезианской, водопроводной и хлорированной воде настоящих химических индикаторов (веществ, выявляющих наличие в растворе, например, хлора, кислоты, щелочи) вызывает в сосудах с водой «волшебные» превращения!

Инженер-химик санитарной лаборатории ЦОТК Елена Бреславец

Растворы при добавлении индикатора ведут себя по-разному, то равнодушно остаются бесцветными, то вдруг меняют цвет, мгновенно или задумчиво медленно, становясь сиреневым или красным. Ребята с интересом и восхищением следят за химическими чудесами…

А инженер-химик Юлия попутно объясняет разницу между качественным и количественным анализом и рассказывает о том, чем занимается на «Щекиноазоте» санитарная лаборатория, где есть сложные приборы, с которыми умеют ловко обращаться лаборанты.

Эти приборы ребята увидят позднее, когда станут постарше, и – если выберут учебу в химико-технологическом классе или Щекинском политехническом колледже, ведь тогда они смогут попасть на «Азот» с экскурсией или на производственную практику.

А пока им только предстоит на будущий год приступить к изучению школьного предмета химии. И очень здорово, что уже сегодня они, наблюдая за работой лаборанта-химика, различают и замечают уже знакомые им профессиональные приемы. Например, они знают, что пузырек, из которого предстоит налить реактив, должен быть повернут этикеткой внутрь ладошки, а затем его необходимо срочно закрыть крышечкой и отставить на место…

Этим премудростям их учат уже здесь, на курсе «Химия без формул».

Чем полезен и чем вреден человеку углекислый газ, что такое «сухой лед» и где он применяется? Нужные вопросы разбирает с учениками Анастасия Лаптева.

– Ребята уже знают, и мы с ними повторяем, например, что такое качественный анализ, как правильно пользоваться лабораторной посудой, приемы техники безопасности. Они не знают еще формул, мы не проводим опыты с какими-то химикатами. Но азы им уже знакомы, и это – хороший шаг к изучению химии. А такие уроки с участием профессионалов-химиков им особенно нравятся! И они знают, что химия интегрируется с биологией, экологией, одно без другого не существует, мир един.

Компания организует здесь для школьников и другие интересные занятия – квесты, например, ребята их очень любят.

Директор ЦДТ Лилия Морозова с благодарностью отмечает поддержку курса «Химия без формул» компанией «Щекиноазот»:

– Мы благодарны компании за то, что она не только материально обеспечивает образовательный проект, но и при поддержке директора по управлению персоналом и социальному развитию Ирины Подчуфаровой помогает человеческим ресурсом, профессиональными кадрами, разнообразить занятия, что значительно повышает эффективность курса!

После урока ребята с удовольствием поделились впечатлениями.

Илья Попов из школы №15 очень рад, что на курсе можно проводить практические опыты:

– Я сразу решил прийти сюда заниматься, потому что хочу сам делать опыты. А формулы будем на следующий год писать в школе!

Никита Епихин из школы №16 быстр, но внимателен, похоже, он успевает увидеть и услышать все вокруг:

– Особенно понравились «пузыри», в которые превращался сухой лед. Названия индикаторов пока не запомнил, но понял, для чего эти вещества нужны. Например, определить, жесткая ли вода, которая течет из крана…

И, конечно, все мальчишки и девчонки были в восторге от опыта, в котором яблоко и мармелад мгновенно превратились в цветное съедобное «стекло»! Этот «фокус» – способ быстрой заморозки продуктов – продемонстрировала ученикам сама Анастасия Васильевна.

Позади у ребят осталась только первая четверть учебного года, так что их ждет еще много интересного. Много открытий – на курсе, который знакомит с Королевой наук – Химией. Пока – без формул.

Мария АЛЕШИНА
Фото Любови ТУРЫГИНОЙ

Тематика статьи:

Понравилась статья? Посоветуйте друзьям:


Тематическая подборка статей:

3 комментария

  • Умнов-Фабрже - 14.11.2022 в 11:37

    сам помню как на химии сидел

  • Мариночка - 18.11.2022 в 12:26

    Юрочка, тык ты и не слезал!

  • Саша Богуславский - 23.11.2022 в 13:12

    Мариночка, по правде все вы там не слезаете

Ваш комментарий:

Перед отправкой ознакомьтесь с правилами размещения комментариев!