Любовь по переписке (грустная военная быль)
Грустная военная история о том, как не встретились два человека
20.05.2017 г. / Прочитано 421 / 3 комментария
Четыре года назад, в мае 2013 года, газета «Щекинский химик» поместила материал о небольшой выставке рисунков фронтового художника, туляка Бориса Петроченко. Ее показал тогда наш городской музей. Там же было рассказано о длительной переписке офицера с тулячкой Надеждой Старовойтовой, которой он и посвящал свои рисунки. Статья заканчивалась надеждой, что молодым людям удалось встретиться и найти свое счастье.
Эта история получила продолжение. Увы, грустное…
Рисунки, слова, Надежда
Но сначала – публикация в нашей газеты четырехлетней давности.
«В окне Щекинского краеведческого музея – небольшая выставка. Несколько рисунков, выполненных, скорее всего, карандашами. Фронтовик Борис Петроченко делал их в редкие часы отдыха – на привале перед боем или во время лечения в госпитале. Все они были отправлены девушке по имени Надежда.
Судя по дате на последнем рисунке – апрель 1946 года – Борис Петроченко дожил до Победы. Каким образом попали его работы в Щекинский архив, кто такая Надежда, ставшая музой художника – сведений нет.
Сохранилась фотография Бориса – в офицерской форме. На обороте сделанная его рукой запись: «Наде. 08.04.1946 г. Борис». Есть и портрет девушки, тоже выполненный карандашом. Приписка на обороте, возможно, сделана самой Надеждой: «С совсем небольшого фото, поэтому мало похоже на меня». 12.03.1945 г.
Там же – серия фронтовых зарисовок. На обратной стороне одного из пейзажей запись: «Надя, 21 июля, сидя в разветвлениях корней, я написал тебе письмо. Тогда же я сделал этот набросок. Сейчас решил послать его тебе, невзирая на его простоту и грубоватое исполнение. Рамку здесь уже придумал. Прими как благодарность солдата за твои ободряющие письма. 13.08.1944 г. Борис».
И еще один рисунок: «Этот набросок я сделал в первом госпитале (в зоне (неразборчиво) с аистами). Сегодня с пути (из Коростеня) посылаю оба наброска тебе. 24.09.1944 г. Борис».
Вот такие осколки времени, увы, не позволяющие написать рассказ о любви, рожденной в войну, встретившей Победу. Очень хочется верить, что Борис и Надежда обрели друг друга и счастье в новой мирной жизни, которой оба они так ждали…
В 2017 году, в канун праздника Победы, в интернете было много информации на тему войны, героизма наших земляков. Был там и наш, щекинский сюжет про неизвестного художника, который несколько лет переписывался с землячкой, но, вероятно, ни разу ее не видел. Был такой обычай в годы войны: девушка писала на фронт неизвестному бойцу, тот отвечал. Письма шли долго, «разговор» с интервалом в недели и месяцы получался небыстрый, но – как правило – душевный. Иногда эти истории заканчивались, как в сказке – встретились после войны, полюбили друг друга, жили долго и счастливо.
Если, конечно, защитник Отечества оставался жив…
Так и не встретились
И вдруг – ответ. По интернету. Откликнулся человек, у которого есть копии более 40 писем Б. Петроченко к Н. Старовойтовой. Собеседник сообщал, что это – из архивов музея в Веневе, сейчас готовится сборник материалов про земляков, защищавших Родину в годы войны, в том числе – сюжет о дружбе фронтового художника и тулячки. Возможно, он войдет в этот альманах. А если нет – его пришлют в нашу редакцию.
Мы получили также сканы нескольких писем и рисунков того времени. И небольшую биографическую справку о жизни нашего героя. Вот она.
«Борис Трофимович Петроченко родился в 1915 году. Рос в семье учителя физики в г. Венев на ул. Лермонтовская, 2. До войны жил в Туле близ Оружейного завода. После семилетки окончил техникум им. Мосина, работал конструктором в ЦКИБе ТОЗа (т.е. был оружейником).
Прошел Финскую (1939 г.) и Великую Отечественную войну. Служил по окончанию войны в Дрездене, гвардии капитаном артиллерийско-технической службы, награжден медалью «За боевые заслуги» и Орденом Красной Звезды.
Погиб 13.01.1948 года от выстрела снайпера. Германия, земля Саксония, город Дрезден, ул. Мариен-Аллее».
Скупо. Трагично. Пройти две войны, влюбиться в тульскую девушку Надю по переписке, жить верой в будущее и в то, что война закончится. Надеяться на встречу.
Выстрел из-за угла. Капитану Советской Армии Борису Петроченко было 33 года…
Выходит, они так и не встретились.
Автор интернет-послания сообщил, что Надежда Старовойтова, есть на то шанс, еще жива и по-прежнему – тулячка. Во всяком случае, дом по указанному адресу в Мясново, куда приходили письма Борисас фронта, до сих пор есть на картах.
Редакция «Щекинского химика» попробует найти ее или ее родных. Впрочем, рассчитывать на очную встречу сложно – музе фронтового художника, судя по всему, должно быть около 95-100 лет. Люди, конечно, иногда живут очень долго. Мы продолжаем надеяться. Будем вести поиски. Рассчитываем на выход альманаха в Веневе.
Голоса из прошлого
А в завершении – несколько отрывков из писем Бориса Петроченко к Надежде Старовойтовой. Без комментариев. В память об этих людях и их судьбе.
«…На этой машине мы на переправе в Березину свалились. И «купались, шибко плавали». Смотри, Надя, костер развели, котелки, и рыбу Некрасушка развесил, он у нас поварил в тот день».
«А вот про нас в газете писали, я тогда еще старшим лейтенантом-техником был. Я эту вырезку долго хранил. Сейчас тебе посылаю. Ты увидишь, что за родину воюют люди простые, самые обыкновенные».
«Живем мы сейчас в землянке, на опушке строевого соснового леса. Как корабельная роща – есть у Шишкина работа такая. По опушке березки, осинки, дубки шустро толпятся; лепечут, осыпаются. Пройдешь мимо – бугор земли, окошко снизу выглядывает, голубой дымок вылетел из маленькой трубы. Живут в этом бугорке земли люди под душистым сосновым накатом. Многую работу делают там, в свободные вечера осенние, долгие, темные, у котелка коротают время в беседах, рассказах, воспоминаниях. Сны часто видят там хорошие, о знакомых и далеких местах, о родных и близких…»
«Утром, глядя на малиновый рассвет, ощутил слова Пушкина: «Редеет облаков летучая гряда». Точно такое утро было сегодня с утра. Предвестник хорошей погоды».
«Больше сорока писем я написал тебе, а к чему пришла наша заочность? Очень мало я тебе говорил о наших взаимоотношениях. Я не сказал ни разу, что наши взаимоотношения – очень хорошие. Не рассказал о своих чувствах к этой дружбе. Но чувство говорило, что в твоей натуре, Надя, я вижу отражение многих своих духовных стремлений. И это заставляет меня часто беседовать с тобой через письма. Это же заронило в душу надежду и желание когда-нибудь встретиться с тобой».
«Вот уже четыре месяца, Надя, я не получал твоих писем. Поэтому сейчас могу написать письмо с ошибочными суждениями…
Да что там рассуждать на фронте! Лучше расскажу, как ребята сегодня варили студень и наварили на целую дивизию…»
Они могли бы встретиться. У них могли бы быть дети, внуки и правнуки.
Если б не было войны.
Александр АБРАМОВ
Понравилась статья? Посоветуйте друзьям:
Тематическая подборка статей:
- Супруги Никифоровы многие годы вместе работают в железнодорожном цехе АО «Щекиноазот»
- В Платоновском парке прошла дискуссия «Семейные традиции благотворительности: прошлое и настоящее»
- Сегодня, 8 июля, – Всероссийский день семьи, любви и верности!
- Виртуальная выставка семьи купцов и меценатов Платоновых на сайте Государственного архива Тульской области
3 комментария
Ну что же, судьба она у всех людей разная, и война не у них одних молодость отняла..
да, очень грустная история. как красиво раньше умели говорить писать. и писать о чувствах. а не то, что сейчас. я тебя хочу и тп.

Ось що значить щира любов