Николай Свиридов: «Я – человек реальный»
Разговор с главой администрации Щекинского района Николаем Свиридовым
20.02.2014 г. / Прочитано 1767 / 4 комментария
Николай Свиридов лично разминировал более двух тысяч противопехотных и свыше 200 противотанковых мин в зоне грузино-абхазского конфликта, руководил спецподразделением. О службе в армии, жизни, семье, развитии родного района мы поговорили с главой администрации накануне праздника «с мужским характером» – 23 февраля.
«Настроен позитивно и даже романтично»
– Николай Николаевич, наше интервью проходит накануне Дня защитника Отечества. Поэтому мой первый вопрос – о службе в армии. Вы – офицер, многие годы отдали Вооруженным Силам. Как и почему решили пойти служить?
– Когда молодой человек принимает решение, кем ему быть, в какой вуз идти учиться, учитывается много факторов. Его интересы, увлечения, среда, советы родных и близких. С учетом того, что школу я заканчивал в 1988 году, и это были еще советские времена, служба в армии считалась престижной. И многие мои ровесники мечтали пойти учиться именно в военный вуз. Служение Родине, народу воспринималось любым мужчиной как почетная обязанность. «Косили», как сейчас говорят, единицы. Не пойти в армию было стыдно. Не скажу, что сейчас такие понятия, как честь, доблесть, долг совсем ушли. Нет. Но некоторые воспринимают их не совсем правильно.
Можно сказать, судьба сама привела меня в Вооруженные Силы. К нам в седьмую школу Щекино приехал представитель Калининградского высшего инженерного училища инженерных войск, рассказал о вузе, о специальностях, которые можно получить. Многие мальчишки, среди которых был и я, «загорелись», и мы целой группой решили после 10 класса ехать туда поступать. Сдали школьные экзамены и летом отправились в Калининград.
Сам город нас просто поразил. Он был большим, благоустроенным, зеленым, с неким, как нам показалось, заграничным шиком. Училище поразило меня еще больше. Это не был новострой. Старинные здания в немецком стиле, булыжные мостовые. Словом, я был очарован, настроен позитивно и даже несколько романтично.
Я успешно сдал все экзамены и поступил в училище. Из Щекино нас было таких трое счастливчиков. Остальные ребята, что ехали штурмовать вуз, не прошли по конкурсу. Так началась моя учеба…
– Это ведь были годы перестройки. Как встретил их Калинград? Что происходило в обществе?
– Калининград встретил их так же, как и вся страна. Нельзя вырвать один город из общего контекста государственных процессов. Смена двух общественных систем – это всегда сложно. С одной стороны, была определенная радость от начала изменений. Общество наслаждалось воздухом свободы, ее было непривычно много. На телевидении стали выходить программы, о которых раньше никто не смел и думать. Все ждали чего-то нового, грандиозного. С другой стороны, такие ломки никогда не проходят просто. Распался СССР. Вообще, было много сложностей, в том числе бытовых.
Еще все радовались, что были выведены войска из Афганистана. Правда, уже в 90-х годах начались вооруженные конфликты в республиках тогда уже бывшего Советского Союза.
После окончания военного училища меня направили служить в подразделения воздушно-десантных войск. Я, конечно, хотел вернуться в Тулу и попасть в нашу 106 дивизию ВДВ. Но так вышло, что по распределению оказался в седьмой дивизии ВДВ, которая на тот момент была приписана к Новороссийску. Мой саперный батальон нес службу близ станицы Голубицкой в Краснодарском крае, фактически между Азовским и Черным морями.
– То есть вы были сапером? Не самое безопасное дело…
– Не самое. И задания мы получали тоже не самые простые. Фактически я только начал служить, как наш батальон отправили в специальную командировку в зону Грузино-абхазского конфликта. В Гудауте находился и находится один из полков ВДВ, и мы были прикомандированы туда. Ситуация там была очень сложной. Война! Основная наша задача – не допустить кровопролития на этой территории, разрастания конфликта. Саперы, главным образом, привлекались для выполнения спецзадач: мы проводили разминирование. Дело в том, что местность была буквально напичкана минами. Гибло очень много мирных людей. …Несколько месяцев все шло хорошо. Мы выполняли работы. Но однажды случилось так, что я подорвался на мине и получил тяжелое разрывное ранение.
Меня госпитализировали в московский госпиталь. Около восьми месяцев я проходил лечение и реабилитацию. Потом мне позволили остаться служить в армии, но уже не на командной работе, а на штабных должностях. В этот раз меня направили в Тулу, в нашу 106 дивизию ВДВ, где я служил с 1994 по 1999 годы.
Я – человек реальный, прекрасно понимал, что в армии должны служить физически здоровые люди, осознавал, что надо думать о будущем, о гражданской профессии. Один из преподавателей Калининградского училища еще в годы учебы в вузе советовал мне заняться юриспруденций, мол, с моим характером, складом ума – это самое то. И пришло время – я вспомнил его слова. Поступил в Московскую государственную юридическую академию. Учился заочно. И когда получил диплом, в звании капитана уволился из армии…
Вахта – на минных полях
– За выполнение какого задания Вы награждены Орденом «За личное мужество», медалью «За отличие в военной службе» 3-й степени?
– Вовсе не за то задание, о котором я вам рассказал. Так совпало, что документы на награждение ушли еще до подрыва. Награды – за то, что я лично разминировал более двух тысяч противопехотных, свыше 200 противотанковых мин, руководил спецподразделением. Минных полей «прошел» огромное количество. Сколько точно? Да я не считал. Но каждый день по 8-10 часов мы были на минных полях…
– Вам было страшно?
– Страх естественное чувство человека. И стыдиться его не стоит, тем более в ситуации, когда одно неверное движение – и тебя больше нет. Но дело вовсе не в страхе. А, напротив, в том, что страх уходит и притупляется чувство самосохранения. Ты привыкаешь «играть» со смертью и привыкаешь ее побеждать. А это опасно и чревато последствиями, но я это понял слишком поздно.
– Такие трагедии случались там часто?
– Случались. До меня это произошло с начальником инженерной службы дивизии. Но мои ребята, рядовые солдаты, которые менее подготовлены, чем офицеры, к счастью, все уцелели. Не могу даже представить, как бы я, командир, говорил их родителям о страшной беде. Поэтому на самые сложные поля шли именно офицеры. Я был одним из них.
Все мои солдаты вернулись домой живыми и невредимыми… Когда я видел, что солдат не готов идти на задание, я оставлял его на базе, потому что от психологического состояния, настроя очень многое зависит.
– Получается, подрыв на мине – это ваша ошибка?
– Нет ошибки – нет подрыва. Это всегда ошибка. Потерял бдительность, устал, расслабился, переключил внимание на действия личного состава – и все…допустил ту самую, роковую. Вы поймите, мне было всего 23 года…
Вообще, международное сообщество рассматривает сегодня вопрос о введении запрета на использование противопехотных мин, так как гибнут и калечатся и мирные люди. Но пока, к сожалению, все это используется при ведении боевых действий как эффективное средство заграждения от противника
– Что было самым сложным в армии?
– Сапер ошибается один раз. Сложно было терять друзей.
– Армия – это настоящее мужское братство? Встречаетесь сейчас с теми, с кем служили? Как отмечаете 23 февраля?
– Братство, конечно, есть. И в подразделениях ВДВ оно чувствуется даже сильнее, чем в других войсках. Но наша жизнь, работа на «гражданке» меняет людей. Поэтому это нормально, когда какие-то люди уходят из твоей жизни. С кем-то становится не по пути. Но настоящие друзья – всегда рядом. Это как армейские друзья, которые продолжили военную карьеру, занимают сейчас высокие должности в штабе ВДВ, так и гражданские.
Самых близких друзей у меня – двое. Созваниваемся, периодически встречаемся, помогаем друг другу по жизни. Отмечаем и 23 февраля, и День инженерных войск.
– Что бы вы посоветовали тем ребятам, которым только предстоит служить в армии?
– Советую не бояться армии, готовиться к ней. Заниматься спортом, укреплять тело, дух. Увы, мы потеряли систему начальной военной подготовки, когда уже со школьной скамьи ребят настраивались на службу, получали первоначальные знания и навыки.
Я всегда добрым словом вспоминаю своего школьного военрука, офицера, участника спецопераций Виктора Николаевича Трофимова. За многие вещи ему благодарен. По его подсказке я начал заниматься военно-прикладным многоборьем, всерьез увлекся спортом.
Проблема, наверное, еще в том, что СМИ регулярно пишут негатив об армии: о дедовщине, о гибели солдат. Но есть же и хорошие примеры, и позитивные факты. Но они не показываются, а в обществе формируется не совсем верное представление о службе.
Каждый мужчина должен понимать: за тобой – твоя семья, твой город, твоя родина. Армия дает возможность повзрослеть, реализовать и проверить себя. Уважайте себя и других – золотое правило и в армии, и на «гражданке». Служба ведь и в широком смысле многому учит. Понимать, общаться, слушать и слышать, дружить. А это ценно. Мы не рождаемся хорошими людьми – мы ими становимся!
Что б система не сбоила
– В армии за вами были ваши ребята. Сейчас за вами – жители Щекинского района. Где больше ответственность?
– Если рассуждать как менеджер, то и там, и там ты обязан обеспечить защиту прав и законных интересов людей. Ответственность огромна!
Но в армии – система единоначалия и приказы. На гражданке – разграничение полномочий власти и деятельность в рамках установленных законодательством компетенций. Здесь нужно больше быть политиком, чаще договариваться, искать компромиссные пути.
Хотя и там, и там надо заботиться о людях и вникать в их нужды, решать проблемы. Цели – общие, инструменты и конкретные задачи – разные…
А ЧП случаются везде. Например, моя работа в качестве главы администрации началась с того, что пришлось разбираться с последствиями размораживания восьми домов в Огаревке. Это было в 2006 году. Люди в 30-градусный мороз остались без отопления. Представляете, какая ответственность? Что для людей главное? Кров, тепло в домах, порядок на улицах, удобный транспорт.
Говоря об ответственности, подчеркну: всегда приходится четко и жестко планировать, как расходовать бюджетные средства. ЖКХ, дороги, благоустройство, социальное развитие… Мы, к примеру, на протяжении многих лет не делали ремонт в здании администрации, так как считали это роскошью и направляли деньги на решение более насущных вопросов. На то, что нужно жителям. И мне не стыдно встречаться с людьми, смотреть им в глаза, потому что я знаю, что расходы на содержание органов местного самоуправлении у нас одни из самых низких по области. И администрация района признана одной из лучших в регионе по управлению финансовыми ресурсами. Все это заслуга не только администрации, но и депутатского корпуса района во главе с Наталией Николаевной Пилюс.
Но еще много задач стоит перед нами. Весной снова примемся за ремонт дорог. Уже в течение ряда лет выделяем на них не менее 70 млн рублей в год. С этого года начнем плотно заниматься ремонтом тротуаров.
Сейчас одна их важных задач – реализация программы «Народный бюджет», сбор средств, а также организация нового порядка капремонта многоквартирных домов. Здесь и от населения требуется активность. Хотя порой непросто «растормошить» щекинцев. Быть потребителем и ждать чего-то от власти проще, нежели самому принимать участие в решениях, приходить на сходы, общие собрания. Всех жителей выслушают на Общественном совете при главе администрации. Приходите, это – открытая площадка.
Почаще заглядывайте на сайт муниципального образования. Все наши решения обнародованы там, все проходят общественную экспертизу. Можно высказывать свое мнение, чтобы не получалось так: решение принято – а жители начинают критиковать.
Словом, я призываю всех щекинцев быть неравнодушными, участвовать в местном самоуправлении!
– Главные перемены, которых уже удалось добиться в районе…
– Мы выстроили систему работы власти, и она эффективна уже в течение ряда лет. Это главное. Буду ли я в кресле главы администрации или кто-то еще, система не рухнет и не даст сбоя. У нас налажен диалог с Собранием представителей. Это тоже важно, так как усилия направлены именно на работу, а не на политическое противостояние, выяснение отношений, как это подчас бывает. У хорошего менеджера все работает и без «ручного управления».
Вот пример из моей прошлой армейской жизни. Был у нас командир, преподаватель военного училища, которого все боялись. Когда он находился в роте – был порядок. Он уходил – и порядка не становилось. Этот формат не по мне! Не так давно мы встретились с командиром на 20-летии выпуска и снова обсудили с ним эту тему. Смотря на нас, взрослых и состоявшихся людей, он отшутился: «Если вы стали такими, значит и моя система тоже «работает»…
Если говорить конкретно, то участвуем во всех программах – региональных, федеральных, направленных на развитие района. За несколько лет привели в порядок кровли домов. В должном объеме финансируются сфера образования, здравоохранения. Нет очередей в детские сады. Мы не стали закрывать детсады в маленьких населенных пунктах. Например, в Шевелевке отремонтировали детский садик, так как видим перспективы развития поселка, он будет застраиваться, будут рождаться дети.
Привели в относительно нормальное состояние учреждения здравоохранения. В них могут получать квалифицированную помощь все щекинцы.
Когда несколько лет назад я и Наталия Николаевна Пилюс пришли в Центральную детскую больницу, то испытали настоящий шок от увиденного там. Была объявлена всеобщая акция «Поможем детям». Кто мог, хотел, рублем поддержал больницу. Предприниматели, население… Район в течение трех лет выделил на больницу порядка 30 млн. рублей. Из резервного фонда Президента РФ нам было дано еще 5 млн. рублей. И сегодня больница – и стационар, и поликлиника – в нормальном состоянии. И персоналу, и пациентам там комфортно. А всего на капитальный ремонт и укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения за период 2007-2011 годов районом было выделено более 180 млн. рублей.
– Когда-то в Щекино был ледовый дворец. Нет желания возродить дворец, чтобы развивать хоккей, фигурное катание?
– Возродить – нет. А вот построить новый, такие идеи есть. Мы ведем переговоры с инвесторами о возведении нового ледового дворца на территории Северо-Западного микрорайона. Хорошая площадка, удобное расположение, инженерные коммуникации, перспективный район.. Надеемся, что инвестор заинтересуется нашим предложением.
Для спорта в районе многое делается. Сейчас реконструируем стадион «Спартак», ведется строительство спортзала. Здесь будет футбольное поле с искусственным покрытием, новые трибуны.
В поселке Первомайский возрождаем стадион «Химик», там тоже будет поле с искусственным покрытием. В Советске в этом году начнется возведение физкультурно-оздоровительного центра с плавательным бассейном.
Недавно муниципальное образование получило грант правительства области в размере 8 млн рублей, средства пойдут на развитие физкультуры и спорта, в том числе на материальное стимулирование наших тренеров и спортсменов.
– Какие перемены ждут районную культуру?
– С большой радостью хочу сообщить всем жителям района: в этом году в районном центре в здании ДК откроется кинотеатр 3D на 100 мест. Это совместный проект района и партии «Единая Россия». В самом ДК приведен в порядок зрительный зал. В этом году по «Народному бюджету» наметили отремонтировать фасад здания.
Вообще, мы изменили свой подход к работе культурной сферы. Приглашаем в район театральные и музыкальные коллективы российского уровня, настоящих звезд. В залах – всегда аншлаги…
БЛИЦ
– Какие добродетели вы цените превыше всего?
– Доброту и порядочность.
– Ваша главная черта?
– Неравнодушие.
– Если отпуск, то…
– Активный. С семьей на море.
– Если книга, то…
– Артур Хейли.
– Если время года, то…
– Лето. Зима – отопительный сезон, и это – проверка.
– Если дружить, то…
– По-настоящему.
– Если работать, то…
– Честно и с результатом.
– Девиз, с которым вы идете по жизни?
– Нет задач невыполнимых!
Семья – самое дорогое
– Кто поддерживает вас в жизни, в вашей непростой работе?
– Моя любимая семья: жена Ольга, две дочери, им – 7 и 15 лет. Это самые близкие мои люди.
Наверное, без них у меня мало что получилось бы. Но поскольку я знаю, что мой дом – моя крепость, можно спокойно отдаваться работе.
– Как вы познакомились с супругой? Это была романтическая история?
– Это была уникальная история. Мы оба – из Щекино, Оля жила в одном со мной доме, иногда общалась с моей младшей сестрой. Я несколько раз видел ее мельком. Но познакомились мы с ней в Москве, в юридической академии. Оля, как и я, получала там образование. Сейчас супруга – федеральный судья одного из районных судов Тулы.
Ольга мне сразу понравилась, я пригласил ее на свидание, начали встречаться, в 1996 году поженились. Это произошло, когда я был старшим лейтенантом. Супруга прошла вместе со мной через все испытания: и отсутствие квартиры, и нехватку денег. Все, как у всех молодых семей…
– Сейчас вечерами удается поучить уроки с детьми? Есть время на семью, отдых?
– Конечно, должность главы администрации требует полной отдачи на работе. Прихожу очень поздно. Бывает, что дети уже спят. Поэтому стараюсь уделять больше времени дочерям и семье в выходные, во время отпуска.
Что касается уроков, то старшая дочка уже взрослая, самостоятельный человек. Я, если чем и могу ей помочь, так жизненным советом. Младшая дочка только готовится сесть за школьную парту.
– На работе вы – принципиальный и жесткий руководитель. А какой вы дома?
– (Смеется) Я балую своих дочек. Девочки ведь – нежные создания.
Это на работе я жесткий и требовательный, а дома…
Беседовала Оксана КОЛЯСКИНА
Понравилась статья? Посоветуйте друзьям:
Тематическая подборка статей:
- Сотрудник ООО ТД «Щекиноазот» Ирина Хазанская
- Алексей Дюмин обратился к жителям в связи с Днем памяти жертв радиационных аварий и катастроф
- Преподаватель Галина Григорьева стала победителем Международного конкурса творчества «Пасхальное яйцо-2022»
- Православная семья Семененко. Как в наше время соблюдаются традиции
4 комментария
Приятно было читать статью…не знала что у нас такой боевой руководитель.Успехов Вам!!!
Мне тоже он нравится! симпатичный и вообще умница.
А что будет со стадионом возле бывшего клуба з-да Кислотоупор не знаю как правильно его обозвать извините ,Теперь это тоже памятником останется
Николай Николаевич очень хороший человек. Видно сразу!
Но вот почему Щекино топчется на месте?
Где результат? Где план развития региона?
Или это только в мечтах!? ..и нет смысла здесь жить?
Обидно за регионы. Все очень печально и мутно.