Воспоминания ветерана
Из воспоминаний Всеволода Добряка о строительстве цеха карбамида (продолжение)
03.07.2020 г. / Прочитано 365 / 1 комментарий
Продолжение. Начало в публикациях от 29 мая, 12,19 и 26 июня 2020 года.
…Но вернемся в цех карбамида 1. Мощность цеха кристаллического карбамида по проекту была 140 тысяч тонн в год. Проект выполнил Дзержинский филиал ГИАП. В эксплуатацию цех был принят госкомиссией в конце 1962 года с половинной мощностью, то есть, 70 тысяч тонн в год. Начались пуско-наладочные работы.
На помощь цеховым работникам Дорохин послал меня. Начальником цеха карбамида-1 был Г. В. Щенников. Знающий химик, прекрасный человек, но – не карбамидчик. А где его было и взять? Специалистов не хватало.
Через 11 лет Георгий Васильевич стал моим заместителем в производственно-техническом отделе химкомбината. Как-то мы разговорились, и он начал читать свои стихи. Мне они очень понравились, и я спросил, почему он не печатается. На это Георгий Васильевич ответил, что такие не берут, так как он пишет правду о войне, редакция просит другие, а он это сделать не может. Рассказывал несколько эпизодов из боев, чувствовалось, что война навсегда осталась в его памяти.
Георгий Васильевич имел прекрасную семью, а его дочь Наталья Георгиевна, замечательный врач, и сейчас работает в поликлинике «Щекиноазота».
Вернемся в цех. Он был первым в СССР с так называемым газовым рециклом. Это значит, что избыток аммиака должен возвращаться в синтез. Как мы ни старались, но этот рецикл освоить не смогли. Постоянно в цехе находился автор схемы Гольденберг, но процесс не шел так, как было в проекте. Было принято решение остановить цех на реконструкцию по голландской схеме с жидкостным рециклом.
Вот и подошли к цеху карбамида-2. Не могу сказать, как и кто предложил закупить в Советский Союз цеха по производству карбамида именно в Голландии. Сначала было приобретено три цеха с полным комплектом оборудования: Щекино, Салават – Башкирская АССР, и – Чирчик, Узбекистан. Через некоторое время – и четвертый цех в г. Северодонецк, Украина.
Мощность каждого цеха – 180 тысяч тонн в год, 500 тонн/сутки из них 400 тонн гранулированного продукта и 100 тонн кристаллического или – с малым содержанием биурета для опрыскивания цитрусовых деревьев. Технологическая схема с жидкостным рециклом была изготовлена фирмой «Стамикарбон», а монтаж оборудования вела фирма «Континенталь-инжениринг». Оборудование было собрано из нескольких государств Европы. Фирма «Стамикарбон» по контракту обязывалась обучить у себя по несколько ИТР из каждого цеха. Наш цех строился первым, и группа на обучение в Голландию отправилась сроком на 40 дней в конце августа. Я опоздал, так как был в отпуске в горах Кавказа, где занимался профессионально альпинизмом. Но в октябре меня и технолога из карбамида-1 А. Ф. Филиппова также направили на учебу. Кроме нас в группе было еще 3 или 4 человека из Чирчика.
В «Техмашимпорте» выдали нам по одному гульдену монеткой и пожелали доброго пути. Почему – один гульден? Каждый, кто пересекает границу Нидерландов, должен был уплатить королевский сбор – один гульден. Там же нас предупредили, чтобы мы не потеряли деньгу, без уплаты в страну не пустят.
Прилетели в авиапорт Схипхол. Мы с Филипповым первыми бросили в ящик свои монетки и ждем узбеков. Один из них никак не может найти этот гульден. Его товарищи по-узбекски что-то подсказывают, а он растерялся, везде ищет по карманам и не находит. Негр возле денежного ящика невозмутим. Мужчина из торгпредства, который нас встречал, сказал: «Ну, началось…».
В конце концов, после долгого ожидания, мы все с облегчением вздохнули, когда услышали возглас, что наш коллега нашел монету, и мы благополучно приехали в Амстердам!
Всеволод ДОБРЯК
Понравилась статья? Посоветуйте друзьям:
Тематическая подборка статей:
1 комментарий
Ну вот вам старый начальник на новый карбамид