Профессионалитет: возьмемся вместе, друзья!

В ЩПК на заседание секции августовского педагогического совещания собрались работники образования Тульской области

25.08.2022 г. / Прочитано 745 / Комментариев нет

В преддверии нового учебного года в Щекинском политехническом колледже на заседание секции августовского педагогического совещания собрались работники образования Тульской области.

Тема, которую заинтересованно обсуждали педагоги, звучит так: «Синергия ресурсов образовательной организации и предприятий, социальных партнеров – работодателей (в том числе, задачи профессионалитета)».

Руководителей учреждений СПО, представителей предприятий приветствовал в видеообращении министр просвещения РФ Сергей Кравцов, поздравивший всех со скорым началом нового учебного года. Вела совещание директор департамента образования министерства образования Тульской области Людмила Сорокина.

Работники образования Тульской области обсудили актуальные вопросы реализации программы «Профессионалитет»

Как известно, 2023 год объявлен Президентом России Годом педагога и наставника, и это как нельзя лучше вписывается в концепцию профессионалитета. Новая система среднего профессионального образования стартует в 2022 году как эксперимент, а впоследствии будет распространена на все колледжи и техникумы. И здесь нельзя недооценить роль ни педагога, ни наставника.

 

Новые подходы в обучении

Галина Ефремова

– Основная задача профессионалитета – максимально приблизить систему подготовки кадров среднего звена к запросам рынка путем активного сотрудничества колледжа и работодателя, – подчеркнула, в частности, в своем выступлении на педсовете заместитель директора Щекинского политехнического колледжа Галина Ефремова. Она рассказала участникам совещания о новых подходах к содержанию образовательных программ о практико-ориентированной подготовке кадров в рамках федерального проекта «Профессионалитет», выделив три основных момента.

Для реализации проекта необходимы: интеграция колледжей и предприятий реального сектора экономики путем создания образовательно-производственных кластеров; изменения в подходах к формированию и реализации образовательных программ, которые интенсифицируются и ориентируются на потребности отраслевых рынков труда и конкретных предприятий и создаются совместно предприятием и колледжем; практико-ориентированная подготовка квалифицированных кадров по наиболее востребованным профессиям и специальностям, направленная на максимальное приближение условий подготовки СПО к реальному производству.

– Срок обучения по программе «Профессионалитет» сокращается на один год. Условия реализации и результаты освоения программы не могут быть ниже установленных федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования, все нормативные требования ФГОС сохраняются. В 2022 году были приняты несколько ФГОС, полностью соответствующих задачам профессионалитета, – продолжила Галина Ефремова. – Но профессионалитет учитывает, что работодатель предъявляет и свои требования к получаемым навыкам и умениям. Поэтому при разработке образовательной программы много внимания уделяется созданию моделей компетенций выпускников, включающих требования ФГОС, профстандартов, ЕКТС (Единый тарифно-квалификационный справочник) и работодателя, например, ЩПК использовал корпоративный стандарт организации-работодателя, компании «Щекиноазот».

Обучение по программам профессионалитета подразумевает сокращение сроков не более, чем на 40 процентов от сроков ФГОС. При этом объем общеобразовательной подготовки не изменяется. Но в содержание учебных предметов вводятся темы, задания, включающие профнаправленность. Сокращаются часы вариативной части, удаляются дублирующие друг друга учебные дисциплины, разделы. Интегративный подход подразумевает объединение содержания рабочих программ, дисциплин, входящих в различные циклы.

 

Эффективное сотрудничество с предприятием

Педагог подчеркнула, что особенно важно продолжать использовать дуальное обучение. Напомним, что этот метод подготовки кадров подсказала сама жизнь, и социальные партнеры, идущие рука об руку уже около семи десятков лет, градообразующая компания «Щекиноазот» и Щекинский политехнический колледж, продолжают и сегодня развивать его, внося новое, – в соответствии с требованиями времени.

Галина Ефремова подробно остановилась на направлениях взаимодействия работодателя и колледжа, среди них – привлечение к реализации проекта высококвалифицированных педагогических работников и наставников предприятия, их эффективное сотрудничество; контроль качества и результатов образовательной деятельности со стороны работодателя; совершенствование каналов обратной связи для получения информации от всех заинтересованных сторон (студенты, преподаватели, администрация, работодатели, родители и др.)

В итоге такого взаимодействия, убеждены в ЩПК, предприятие получит дипломированного специалиста, который сможет приступить к трудовым будням сразу после выпуска. Выпускник будет соответствовать предъявляемым к нему требованиям, владеть конкретными знаниями, навыками работы с определенным оборудованием и технологиями.

Ольга Гусева

Об участии работодателей-партнеров в реализации федеральной программы «Профессионалитет» и развитии профессиональных компетенций студентов рассказала содокладчик, выступающий на заседании от имени предприятия-работодателя, – заместитель директора по управлению персоналом и социальному развитию Ольга Гусева. Она подробнее раскрыла тему наставничества и поделилась опытом по созданию новых рабочих мест и профессиональной подготовке кадров, который наработан компанией «Щекиноазот».

 

Теорию и практику – в производство

Возведение уникальных заводов, по передовым технологиям, реализация значимых инвестпроектов, расширение и модернизация действующих производств, наращивание продуктовой линейки и диверсификация, освоение новых рынков – это задачи, которые решает на пути к стратегическим целям компания «Щекиноазот». Успешное их решение требует и актуальных подходов в кадровой политике.

Таким образом, теория и практика подготовки специалистов для нужд промышленности должны быть еще точнее интегрированы в производственные процессы, а связка работодатель – учебные заведения должна стать еще прочнее и обязательно учитывать специфику и потребности производственного сектора.

С ЩПК – давним социальном партнером АО «Щекиноазот» – ежегодно разрабатываются Программы взаимодействия. В этом году предприятие заключило Соглашение о партнерстве в целях создания образовательно-производственного кластера в рамках федерального проекта «Профессионалитет».

Важная роль в развитии профессиональных компетенций студентов принадлежит развитой системе наставничества со стороны высококвалифицированных работников предприятия – уже в период обучения в учебном заведении. Накоплен значительный опыт в этой сфере, недаром компания «Щекиноазот» является победителем регионального конкурса в номинации «Лучшие практики наставничества» и обладателем второго места во Всероссийском конкурсе в номинации «Наставничество в профессиональном развитии молодежи».

 

Наставничество – с первых шагов учебы

Ольга Гусева

В практике «Щекиноазота» существует три ступени такой подготовки. «Раннее наставничество» – знакомство студентов колледжа с предприятием уже на первом году обучения. Наставники на занятиях в учебных группах рассказывают о цехах и производствах предприятия, проводят экскурсии по промышленной площадке.

Далее следует теоретическая подготовка. В качестве преподавателей вместе с коллегами из ЩПК выступают специалисты «Щекиноазота», а педагоги колледжа проходят стажировки в подразделениях завода с целью изучения новых производств.

В ЩПК разработаны программы учебных дисциплин, профессиональных модулей с учетом предложений специалистов предприятия. В этом году в рамках проекта «Профессионалитет» совместно были разработаны и утверждены семь образовательных программ.

И, наконец, третьей ступенью подготовки будущих работников является производственная практика. Студенты не только осваивают производственные навыки, но и развивают личностные компетенции. На данном этапе происходит знакомство с трудовым коллективом, с моделями поведения, принятыми в компании. И, конечно, дуальное обучение в плане профессиональной подготовки особенно актуально. Это – реальная возможность трудоустройства на предприятие студентов старших курсов, совмещение работы и учебы по гибкому графику.

– Обучение на конкретных рабочих местах с присвоением профессии и разряда максимально приближает учебный процесс и программы обучения к специфике предприятия, – продолжила Ольга Гусева. – В этом году в рамках федеральной программы «Профессионалитет» мы планируем использовать платформу дистанционного обучения «Щекиноазота» для обучения студентов колледжа корпоративным компетенциям (работа в команде, личная эффективность, саморазвитие и др.)

Наставники на производствах помогают талантливым и амбициозным людям планировать свою карьеру, развивать соответствующие навыки и компетенции. Это играет большую роль в дальнейшем, мотивируя молодежь на продолжение обучения в вузах.

Особенно важно, что наставничеством заняты высококвалифицированные люди – одиннадцать ведущих специалистов предприятия, преподавателей теоретического курса и практической подготовки в ЩПК, имеют сертификаты экспертов демонстрационного экзамена.

Но наставники не только сами участвуют в различных конкурсах и занимают призовые места, они готовят студентов колледжа к участию в олимпиадах и чемпионатах, активно передают опыт и знания в лабораториях предприятия, на новейшем современном оборудовании и приборах, что позволяет обучающимся добиться больших успехов.

А количество студентов, обучающихся по дуальной форме, с 2015 года увеличилось с 5 до 80 человек, в разы выросло и количество выпускников, трудоустроенных на предприятие, и студентов, проходящих практику на производстве.

Профессионалитет, несомненно, будет эффективно содействовать решению кадровых задач – в рамках градообразующей компании «Щекиноазот», а с распространением нового метода – и в промышленной сфере страны.

Марта БЛОХИНА
Фото Максима РОЩИНА

Тематика статьи:

Понравилась статья? Посоветуйте друзьям:


Тематическая подборка статей:

Ваш комментарий:

Перед отправкой ознакомьтесь с правилами размещения комментариев!