Маманя

В Первомайском показали фильм о хранительнице наследия великого русского художника Василия Поленова

03.11.2022 г. / Прочитано 614 / Комментариев нет

В кинозале Первомайской поселковой модельной библиотеки состоялся показ документального фильма памяти Наталии Грамолиной

В кинозале с ласковым названием «Первомайка», открывшемся недавно в библиотеке нового поколения, что в поселке химиков Первомайский, состоялся второй, с момента открытия, сеанс. На этот раз жителям поселка посчастливилось увидеть документальный фильм, снятый телеканалом «Культура» о легендарной хранительнице наследия великого русского художника-передвижника Василия Дмитриевича Поленова. В течение полувека Наталия Грамолина бережно заботилась о сохранении и развитии мемориального историко-художественного и природного музея-заповедника.

Наталия Николаевна приняла пост директора в 1990 году после смерти мужа Федора Дмитриевича, бывшего директором музея-заповедника, внука Василия Поленова.

Главная ценность выполненной с высоким качеством и профессионализмом картины автора Кати Ливергант не только в том, чтобы отдать дань памяти незаурядной личности, советского и российского музеолога, Заслуженного работника культуры РСФСР, члена Комитета по культуре Общественной палаты РФ, члена Президиума Международного Совета музеев, учредителя Ассоциации музейных работников регионов России, члена Правления Фонда возвращения и сохранения культурно-исторических ценностей России им. В.Д. Поленова, члена Большого ученого совета Государственного историко-художественного и литературного музея-заповедника «Абрамцево», Почетного гражданина Тульской области…

Главное – в возможности и огромной важности для нынешнего и всех последующих поколений в России учиться у Наталии Николаевны подлинной любви к Родине. Любви и гармонично следующей из нее потребности и способности – всей душой служить своему родному месту, своей семье. Хранить лучшие культурные традиции и передавать их детям в неизменном виде. Хранить и в то же время развивать, успевая за временем.

Наталия Поленова

Теми же ценностями руководствуется в своей социальной политике и компания «Щекиноазот», поддерживая проекты музея Поленова.

Дочь Наталии Грамолиной, Наталия Федоровна Поленова, принявшая пост директора музея, представила в Первомайском этот фильм и сказала важные слова – что благодарна за интерес к делу всей жизни Наталии Грамолиной, что готова и дальше участвовать в культурном проекте доброго друга и социального партнера, компании «Щекиноазот».

В этом фильме – и последнее интервью Наталии Николаевны, и рассказы о ней представителей музейного сообщества России, для которых она была и остается дорогим и близким другом и мудрым наставником. Маманей.

Посмотреть фильм пришли ветераны труда «Щекиноазота», жители поселка. К ним с приветственным словом обратилась Наталия Пилюс, заместитель генерального директора по внешним связям компании «Щекиноазот», инициатор проекта «Щекинский метод. Культура», рассказала об этом проекте, о предстоящих мероприятиях, о том, что с радостью будут приняты новые идеи для реализации. А рассказ Наталии Поленовой о самом близком ей человеке, легендарной личности превратился в камерный вечер воспоминаний, и все слушали в полной тишине и с неиссякаемым вниманием.

Порадовала зрителей виртуозной игрой и Ульяна Окладникова, выпускница Благотворительного фонда, созданного в поддержку талантливых детей Щекинского района.

 

Инда побредем

…На экране – открытое русское лицо, внимательный взгляд – сквозь круглые стекла очков. Простая широкая одежда. Абсолютно крестьянский вид, неспешная походка. Собака неотвязно бежит рядом, ловя мгновения ласки.

Быстрый, хозяйский взгляд на строения, газон, близлежащую территорию.

И вновь ее рука ласкает теплую собачью морду, а глаза устремляются куда-то, в далекую даль.

Инда еще побредем…

Это – из «Жития» протопопа Аввакума, когда на вопрос, долго ли, мол, еще мучиться, он отвечает – до самой смерти. И слышит: тогда еще побредем…

Эту фразу приводит в своем интервью Наталия Грамолина. Королева советской и российской музеологии. «Дон Кихот от культуры», так о ней говорили.

Дон Кихот. С той разницей, что ее идеи не были заоблачными и реализовывались в жизни. Она была серьезным государственным деятелем и всегда могла отстоять правду – ценою громадных затрат энергии и здоровья. Но по-другому жить она просто не умела.

С экрана говорят о Мамане добрые друзья, музейщики, единомышленники, все, кого она поддержала по-матерински, научила жить по совести, без страха идти к цели, подтолкнула решительным движением – но так, чтобы не упал, а взлетел! Музей-усадьба «Останкино», музей истории ГУЛАГа, музей А.Т.Болотова «Дворяниново», Тарусский музей семьи Цветаевых, музей «Усадьба Лопасня-Зачатьевское», музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, музей-заповедник «Куликово поле»…

 

Был, есть и будет

И вот она, простоволосая, в сером широком одеянии, молчаливо зрит сквозь окошко на родное Поленово. Целехонькое, сохраненное для людей ее и мужа неимоверными усилиями. Возвращенное почти невредимым из времени, когда было «все вокруг колхозное», когда обитатели расположившегося здесь санатория, ничтоже сумняшеся, «забивали козла» на музейной реликвии-столике…

И тогда, и десятилетия спустя от территории музея-усадьбы никто, даже с самой толстой мошной, даже в мутные 90-е, не сумел отрезать ни сантиметра. Против Грамолиной не работали ни подкупы, ни уговоры, ни откровенные угрозы.

«Пятьдесят лет я – здесь. И пятьдесят лет – в окопах!» … Стоя на высоком берегу, она задумчиво любуется золотой осенью, церковью в Бехово.

Цела деревенька, сумела-таки ее защитить, Бог весть, какими силами, отвоевала в самых высоких кабинетах и на совещаниях, – и ведь закрыли тот злосчастный песчаный карьер, угрожавший неминуемым сползанием в небытие и деревне, и самой усадьбе Поленова!

И домов восьмиэтажных не удалось предприимчивым построить на том берегу! Так что знаменитая поленовская «Золотая осень» и сегодня точно отражает реальную природную картину, которая здесь по-прежнему распахивается перед восхищенным взглядом гостя. Друзья говорили, что это полотно Василия Дмитриевича можно было бы назвать просто – «Родина».

…А вот она тонет глазами и сердцем в бесконечной морской дали. Здесь когда-то служил морской офицер Федор Поленов, и остались друзья, ставшие и ее друзьями. И, раскинув руки, она звучно взывает к Богу…

Бесконечно любящим взглядом и объятиями встречает друзей, наслаждаясь, во весь голос поет с ними под аккордеон за широким дружеским застольем.

Каждый может посетить усадьбу Василия Поленова. Вход на территорию здесь бесплатный

Называет себя деспотом. И вдруг рассказывает, как однажды чуть было не бросили с Федором Дмитриевичем эту нескончаемую борьбу за выживание и чудом не уехали. В последний момент неожиданно прибыл в Поленово их знакомый, к ним, друзьям, за помощью и поддержкой. Очень плохо было ему, сидели всю ночь, беседовали о жизни. Проводили его, ожившего, и поняли – не покинут родовое гнездо.

«Вот уехали б мы, и куда бы он тогда приехал, к кому!» – этот аргумент мгновенно убедил обоих.

Нельзя было им бросить Поленово, никак нельзя!

… Здесь, размышляет Наталия Николаевна, мимоходом ласково пройдясь ладонью по старинному комоду, – обычный дом, где идет жизнь, у кого-то голова болит, варенье варят. Но здесь – всегда люди. Много людей сюда приходит каждый день. И никому они не мешают. Здесь всем рады.

Она сама была мощным примиряющим началом. «Мы не дружим против кого-то, мы дружим с кем-то. В Поленово есть место каждому, и белому офицеру, и красному командиру», – так или примерно так говорила Маманя.

И каждый может приехать сюда, и вход на территорию здесь бесплатный. Был, есть и будет…

А усадьбы российские, мечтала она, надо бы укрыть стеклянным колпаком, как в музеях укрывают драгоценные вещи, и беречь, беречь, этот мир русской усадьбы, хранить, потому что в нем – наши традиции, целый уклад жизни народа…

 

Близкие люди

Фильм продолжается.

На порожке сидит правнучка Василия Поленова, директор музея-усадьбы, Наталия Федоровна.

Мамы, мудрого советчика и друга, уже нет рядом с нею. Но и в позе дочери, выдающей некую отрешенность, и во взгляде, задумчивом и одновременно цепком, во всем силуэте сквозит неуловимое сходство…

Собака, неизменный спутник и друг Наталии Николаевны, глубоко грустит по любимой хозяйке. Но, завидев на крылечке молодую хозяйку, радостно кидается, отводя тоскующую душу. И Наталия Федоровна ласково подзывает и гладит, тормошит лохматую собачью башку…

Смотрю и вдруг понимаю: эти люди в Поленово и мне, и, должно быть, каждому человеку близки и понятны, будто давние друзья.

И Наталия Грамолина, королева российской музеологии, эта мудрая женщина, любящая Родину всею русской открытой душой, эта хранительница традиций родом из семьи староверов, – и моя Маманя тоже, хотя к культуре и музейному делу я имею весьма опосредованное отношение.

Накануне кончины Наталия Николаевна распорядилась – деньги, которые ей должны вернуть знакомые, отдать на приобретение рассады для музея-заповедника…

«Помирать собирайся, а хлебушек сей!», – говаривала мне одна мудрая деревенская бабушка.

Инда побредем…

Мария ДОЛЕЦКАЯ
Фото Максима РОЩИНА

Тематика статьи:

Понравилась статья? Посоветуйте друзьям:


Тематическая подборка статей:

Ваш комментарий:

Перед отправкой ознакомьтесь с правилами размещения комментариев!