«Война и мир» в Ясной Поляне

8-10 июля в музее-усадьбе «Ясная Поляна» прошел театральный фестиваль «Толстой»

14.07.2022 г. / Прочитано 717 / Комментариев нет

«Война и мир» в Ясной Поляне

Театральный фестиваль «Толстой», прошедший 8-10 июля в музее-усадьбе «Ясная Поляна», несомненно, – главное культурное событие нынешнего лета, причем, не только в Тульской области, но и в России. И, конечно, одно из самых заметных в стране в текущем году.

 

В шестой раз

Идея показывать творческие проекты, связанные с именем великого Толстого, была впервые воплощена в 2016 году.

Фестиваль организуется по инициативе Губернатора Тульской области Алексея Дюмина при поддержке Министерства культуры РФ (в рамках национального проекта «Культура»). И проводится ежегодно. Только 2020 год стал исключением: «Толстой» не позвал друзей из-за пандемии.

Специально для показа была выстроена сцена под открытым небом и трибуны для зрителей, вместившие около тысячи человек

В текущем году, когда коронавирусная ситуация стабилизировалась, стало возможно вновь собрать под эгидой яснополянского фестиваля лучшие театральные коллективы, знаменитых музыкантов, исполнителей. Пригласить зрителей, так соскучившихся по прекрасному.

И Ясная Поляна вновь наполнилась многоголосьем творчества, музыки, красоты, толстовской эстетики, слова и философии.

Интерес к фестивалю – неизменно огромный. Билеты на все постановки, мероприятия, интерактивные действа раскупались за считаные минуты после объявления старта продаж. А в Интернете кипели нешуточные страсти по поводу того, где достать билетик и нет ли у кого лишнего.

 

И честь, и ответственность

Если на въезде в музей появилась монументальная надпись «Толстой», значит, до культурного события остались считанные дни. И гости уже прибывают сюда. География зрителей, посетивших фестиваль, – широка. Нет, наверное, такой территории, которая не была бы представлена здесь. Много – и туляков. Музейная столица – как еще теперь называют наш край оружейников и творцов – все уверенней погружает в свой культурный водоворот и земляков, и жителей других регионов.

Впрочем, и для самих коллективов – честь и ответственность выступать на яснополянской земле, где жил и творил Лев Николаевич.

У Ясной Поляны – особая атмосфера. Это, как сейчас говорят, место силы. Оно питает, дает энергию, ощущение жизни.

Побывать здесь, подышать этим воздухом, прикоснуться к вечному… Счастье!

В программу фестиваля вошло более 40 мероприятий, они проходили на 14 площадках. В этом году культурный форум посетили более 6500 человек.

Ведущие российские театры традиционно представили на фестивале спектакли по произведениям Толстого.

Участниками проекта «Толстой» в разное время были Московский художественный театр имени А.П. Чехова, Московский академический театр имени Вл. Маяковского, театр-фестиваль «Балтийский дом», Московский театр Олега Табакова. Помимо сценической программы, фестиваль предлагает зрителям и образовательные проекты: дискуссии, квесты, аудиопрогулки, путеводители по усадьбе…

 

ВАЖНО

Еще один замечательный концерт стал закрытием фестиваля: 10 июля на Главной сцене выступила звезда оперной сцены, обладательница одного из самых красивых сопрано в мире, солистка Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Хибла Герзмава вместе с Российским национальным оркестром (дирижер – Феликс Коробов). Была представлена специальная программа.

В концерте прозвучала музыка Петра Чайковского, Джузеппе Верди, Франческо Чилеа, Пьетро Масканьи, Джакомо Пуччини, Рейнальдо Ана и др. Большинство произведений, вошедших в программу, были созданы в период активной творческой деятельности Льва Толстого – с середины XIX века по начало ХХ века.

 

Посвящен детству

Шестой театральный фестиваль «Толстой» был посвящен детству. Тема приурочена к 170-летию публикации одноименной повести Толстого и 160-летию венчания Льва Николаевича и Софьи Андреевны.

Руководитель фестиваля – прапраправнучка писателя Екатерина Толстая. Программный директор – Павел Руднев, известный театральный критик, помощник художественного руководителя Московского художественного театра имени А.П.Чехова и ректора Школы-студии МХАТ по спецпроектам.

Программа фестиваля включила работы разных форматов: от традиционной драмы до спектаклей-променадов. Фестиваль этого года отличала расширенная детская часть, музыкальная программа, а также серия проектов, созданных специально для фестиваля в рамках резиденции «Сила слова» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

Резиденция «Сила слова» состоялась в Казани и в Ясной Поляне, куратор – Евгения Петровская, театральный менеджер, продюсер. Участниками стали независимый театр «Мастерская Брусникина» и режиссер Алина Насибуллина, команда режиссера из Новосибирска Полины Кардымон, творческая группа спектакля-альманаха ЛЕС из Санкт-Петербурга, а также фонд «Живой город» из Казани.

 

Церемония открытия

8 июля состоялось торжественное открытие театрального фестиваля «Толстой».

От имени Губернатора Алексея Дюмина гостей приветствовал первый заместитель Губернатора – председатель правительства Тульской области Валерий Шерин. Он зачитал адрес главы региона:

– Для туляков и гостей Тульской области фестиваль – прекрасная возможность увидеть постановки российских театров в исполнении выдающихся артистов.

Благодарю театральные коллективы за творчество, талант, умение радовать и удивлять. Уверен, что фестиваль «Толстой» продолжит вносить большой вклад в развитие театрального искусства и межрегиональных культурных связей…

Гостей фестиваля поздравил с открытием фестиваля советник Президента Российской Федерации по культуре Владимир Толстой. Он отметил символичность того, что фестиваль открывается в День семьи, любви и верности. А также подчеркнул, что в Ясной Поляне происходит поистине уникальное событие.

В церемонии приняли участие директор музея-усадьбы «Ясная Поляна» Екатерина Толстая, председатель Тульской областной Думы Николай Воробьев.

Фестиваль стартовал спектаклем театра им.Евгения Вахтангова, поставленным по роману-эпопее «Война и мир» режиссером Римасом Туминасом в 2021 году. Проект приурочили к 100-летию театра.

Спектакль впервые был сыгран под открытым небом в месте создания произведения – в Ясной Поляне.

Для вахтанговцев это был своего рода экзамен. Понятно, что «Войну и мир» зритель принимает неизменно тепло – и в Москве, и в регионах, где спектакль уже успел побывать. Но играть в Ясной Поляне, где родился и прожил основную часть своей жизни великий творец, где он написал свои великие романы, – это все же случай особый. Отсюда Толстой делился со своим читателем думами о жизни, любви, прощении, войне и мире.

Год назад вахтанговцы уже приезжали в Ясную Поляну – заряжаться энергией и искать вдохновение к репетициям премьеры «Войны и мира». Тогда в ходе экскурсии до дому надолго остановились перед портретом Николая Сергеевича Волконского, деда Льва Толстого. Именно эти черты писатель передал князю Николаю Болконскому. «А ведь действительно: похож. Посмотрели, послушали, прочувствовали. Теперь – играем»! – написали тогда вахтанговцы в своих социальных сетях. В этот раз, готовясь к показу в Ясной, они вновь попросили благословения у Толстого. Актриса Людмила Максакова преклонила колени у спрятанной в глубине леса, под кронами вековых деревьев могилы писателя.

И встреча не только с публикой, но и самим Толстым состоялась!

На сцену 8 и 9 июля вышли актеры Сергей Маковецкий, Владимир Симонов, Евгений Князев, Ирина Купченко, Людмила Максакова, Ксения Трейстер, Андрей Ильин и другие.

Специально для показа была выстроена сцена под открытым небом и трибуны для зрителей, вместившие около тысячи человек.

Из декораций – только стена. Глухая, серая, кажется, бескрайняя. На ее фоне и происходит действие. Стена то «уходит» вглубь сцены, освобождая пространство, то надвигается на зрителей, почти на оставляя героям места.

 

Не театр – жизнь!

Интерес к фестивалю – огромный. Билеты раскупались за считаные минуты после объявления старта продаж

Идея воплотить на сцене масштабный по форме и содержанию роман Толстого кажется нереальной.

Лев Толстой вывел в нем более 500 персонажей, затронул немыслимое число вопросов и проблем: судьба народа в войне 1812 года, сама война и время, ей предшествующее, состояние общества, спасение человеческого духа, жертвы войны и недосягаемые идеалы, покаяние, свобода, любовь, семья, счастье.

Режиссер Туминас сделал спектакль за три года и занял в нем 42 актера в нескольких составах.

Они играют пятичасовой спектакль с двумя антрактами.

В это время уложены самые важные и нужные для раскрытия замысла автора моменты романа. Сцены, как кружево, плетутся одна за другой. И увлекают за собой зрителя.

Спектакль удивляет мощным составом мэтров, но и молодые артисты проявляют себя блистательно

И эти пять часов пролетают на одном вздохе.

Счет времени теряется сразу, с первых звуков музыки. Зритель растворяется в героях, событиях, эпохе…

Римас Туминас накануне показа в Ясной дал ценные творческие указания артистам.

Он сказал, что, находясь на природе, не нужно ее перекрикивать. Надо, наоборот, «все сжать, сделать суше и соединиться с природой, войти в нее. Не разрушить, а войти».

В таком формате, где театральные декорации сливаются с природными, все, о чем говорит автор, воспринимается еще острее, пронзительней, четче.

Сценография «Войны и мира» уникальна и удивительна

Вот мотылек, привлекаемый светом, появился на сцене – в тот самый момент, когда по сюжету Андрей Болконский прощается перед смертью с Наташей Ростовой… Вот темный лес и ночь «наступают» на зрителя, а на сцене – все трагичней события в истории страны и семей, известных всем читавшим роман Толстого. Вот дождь и тучи – как свидетельства сгущающихся над героями жизненных невзгод и испытаний.

Природа будто вторит действу, усиливая сценический эффект.

Начало спектакля – мир. Все легко и прозрачно. На небе – ни облачка.

Молодежь резвится, ликует, мечтает, безудержно влюбляется и искренне хохочет.

Старшее поколение поучает, ворчит, предостерегает, сплетничает, рассуждает о политике.

Гости салона Анны Шерер обсуждают международное положение, тема войны возникает, но поначалу все кажется далеким и нестрашным.

Гроза еще далеко.

Конец первого акта – и в сюжете, и в природе сгущаются тучи, поднимается ветер. Звучат известия о войне.

Акт второй – война.

Мир становится иным. Резким, чужим, стремительным, темным. Завязываются и рушатся отношения. Предательство и разочарование…

Весь второй акт – проливной дождь, гром и молнии.

Зрителям раздали плащи. Никто и не думал покидать свои места под открытым небом.

Люди мерзли, мокли под дождем, смахивали с лица холодные капли и слезы. Эмоций не прятали. От радости – до отчаяния – всего несколько сцен и смысловых акцентов. И трудно было уже понять, где заканчивался театр и начиналась жизнь, где та история прошлых веков, а где – современность. Толстой, как всегда, звучит актуально и остро.

Одна из сильнейших сцен спектакля – танец Наташи Ростовой, сначала – молодой и легкой, беззаботной и мечтательной. Вместе с князем Андреем Наташа, облаченная в легкое белое платье, танцуя, парит над сценой. Она – невеста… Он – влюблен!

Этот танец – гимн любви и чистоты.

После смерти Андрея танец трансформируется. Ростова, повзрослевшая и изменившаяся, кружится в вальсе несбывшихся надежд. Снова звучит их первый вальс. На ней – серая солдатская шинель, руки жестко опущены вдоль тела. В этом последнем прощании она, подхваченная музыкой, похожа на сухой лист, который несет вдаль осенний ветер… Нет больше той девочки, нет…

Режиссер находит и другие удачные художественные решения.

Как показать в театре войну? В сцене Бородинского сражения нет ни солдат, ни офицеров, ни артиллерии. Молодой Николай Ростов бродит в рассеянном дыму и поднимает с земли на штык одежды. Эти «тела» с отлетевшими уже душами и есть Бородино после битвы. Поле застлано убитыми, понимает зритель. Это страшно!

 

МУЗЫКА К СПЕКТАКЛЮ

В спектакле «Война и мир» звучит «Херувимская песнь» П.И. Чайковского, музыка Л. Керубини, а также молитва «Ты моя Мати, Царице Небесная».

В музыкальную ткань партитуры спектакля композитор Гиедрюс Пускунигис включил фрагмент из музыки Фаустаса Латенаса к легендарному спектаклю Римаса Туминаса «Вишневый сад» (1990) как дань светлой памяти маэстро.

Не все знают, что Толстой и сам писал музыку, питал к ней искреннюю любовь. Это искусство имело для него большое значение в течение всей жизни. Гармония звуков трогала писателя до глубины души.

Толстой немало музицировал. Мог засиживаться допоздна, играя с Софьей Андреевной в четыре руки. Предпочитал «высокую», серьезную музыку — Моцарта, Шумана, Гайдна, Бетховена.

Долгое время Вальс фа-мажор хранился только в памяти писателя. Впервые произведение было зафиксировано на бумаге 10 февраля 1906 года, когда гостивший в Ясной Поляне композитор Танеев попросил Льва Николаевича сыграть эту композицию. Толстой согласился, и вальс был записан нотами.

 

Наш земляк Евгений Князев сыграл в спектакле Николая Андреевича Болконского

Отдельных слов заслуживает актерская работа. Спектакль, безусловно, удивляет мощным составом мэтров, но и молодые артисты проявляют себя блистательно.

Одна из самых сильных работ принадлежит мастеру сцены, нашему земляку Евгению Князеву. Его исполнение роли Николая Андреевича Болконского достойно того чтобы войти в учебники по актерскому мастерству, настолько оно удивительно точно и органично. И в том числе поэтому старый князь Болконский становится одним из ключевых персонажей истории. За его внутренним развитием, надломом хочется наблюдать весь спектакль, не отрываясь, внимая каждому слову и жесту.

…Не будем далее пересказывать сюжет и творческую линию «Войны и мира». Уверены, большинство из вас читали роман. Теперь пришло время увидеть сценическую версию.

Отметим, что инсценировать «Войну и мир» брались не раз, и еще при жизни Льва Толстого, и продолжают это делать по сей день. Задача эта, несомненно, не из простых.

И, конечно, «Война и мир» театра Вахтангова высится глыбой, соразмерной грандиозному первоисточнику.

Долго живущему произведению, писал Борхес, всегда свойственна безграничная и пластичная многосмысленность, оно – «зеркало, показывающее черты читателя, а также карта мира». Роман «Война и мир» Льва Толстого всегда был отражением мира, в котором каждое поколение видит свою эпоху и путь, мечты и надежды, печали и радости…

В конце второго и после третьего акта великий писатель мимолетно сам появляется на сцене в узнаваемой рубахе и сапогах. Он смотрит в зал…

И свет озаряет все вокруг, и кто-то наверху благословляет нас на счастье. Жить именно так завещал человечеству Лев Толстой.

Оксана НИКОЛАЕВА
Фото tularegion.ru tolstoyfestival.ru и moskvichi.net

Тематика статьи:

Понравилась статья? Посоветуйте друзьям:


Тематическая подборка статей:

Ваш комментарий:

Перед отправкой ознакомьтесь с правилами размещения комментариев!