Не потребительская паника, но – покупательский ажиотаж

Витрины магазинов полны товаров, дефицита нет

15.04.2022 г. / Прочитано 662 / 2 комментария

Как свидетельствуют данные сайта «Сбер Индекс», за первую декаду апреля 2022 года потребительский спрос в России – по числу товаров и услуг в «штуках» – снизился почти на 10%. И тенденция уменьшения объемов покупок сохраняется. Предсказанная повальная паника в России не состоялась. Витрины магазинов полны товаров, дефицита нет, народ покупает то, что нужно. Не в запас…

 

Бабушки – не виноваты!

Очередной всплеск покупательского ажиотажа в очередной же раз доказал – причина кроется вовсе не в поведении тех россиянок, которые помнят дефицитные советские времена. И при каждом кризисном случае якобы кидаются закупать «жизненные» товары: соль, сахар, мыло, спички. Порождая цепную реакцию у остальных жителей.

Для сведения: этим женщинам сегодня – за 75 лет. Мужчин-ровесников – почти нет. Сложно представить дам такого возраста, бегающих по торговым центрам и магазинам в поисках дефицита. И распространять слухи они не спешат. Главный инструмент порождения паники здесь – Интернет и соцсети.

Как показали социальные «замеры», основной контингент покупателей во время недавней возросшей потребительской активности – люди в возрасте 30-45 лет. Среднее поколение. А по части электроники – молодежь 18-25 лет.

И список самых популярных товаров для приобретения – не только еда. Лидеры – мебель, модная одежда-обувь, бытовая техника, парфюмерия, санитайзеры. А также средства для ремонта жилья, лекарства, алкоголь, запчасти для автомобилей.

Наконец – книги!!! Для детей про эльфов и – для себя – добрая классика. Прирост покупок через Интернет – вдвое…

Отметим: роль розничных рынков, которая при социализме достигала 30-35% от всего объема продаж, в настоящее время в нашей области составляет 0,5-1,0% (по стране – менее 5%)! Мизер. Почти 45% товара реализуют крупные торговые центры и гипермаркеты, поменьше – «магазины у дома». И – Интернет-продавцы.

А бабушки? Отдыхают с внуками…

 

О сроках жизни продуктов «впрок»

Но еды в марте-2022 покупали много. Примерно на треть больше, чем обычно.

В этой связи эксперты Роскачества при поддержке сайта New Retail опубликовали список продуктов длительного хранения из числа «стратегических запасов». Вот некоторые сведения на эту тему.

Соль – срок годности: формально 10-15 лет, фактически – сколько угодно. Она – консервант. Ну, впитает влагу, «закаменеет». Разбил на куски и – ешь.

В зависимости от спроса в нашей стране – по данным Минпромторга РФ – есть двух-трехлетние запасы пищевой соли. Плюс – солидные объемы технической соли, которую можно оперативно превратить в пищевую. В Тульской области тоже производят немалые объемы данного продукта.

Сахар. Срок годности: до 8 лет.

Лучше всего хранить в относительной прохладе (+12°C). Принципиальное значение имеет герметичность. Влага – не выше 70%. И сахара у нас тоже много.

Мед. Срок хранения: 3 года и более.

Содержит много полезных веществ. Продукт лучше держать подальше от тепла и прямых солнечных лучей. Да, натуральный мед потеряет ряд полезных свойств, изменит цвет и засахарится. Но – не испортится. Можно восстановить свойства с помощью водяной бани.

Мясные консервы. Срок: от 3 до 5 лет.

Тушеная свинина и тушеная говядина – легендарные отечественные товары, которым приписывают «бесконечный» срок хранения. На самом деле продукт живет сравнительно недолго. Хранить – при температуре 5-7 градусов.

Предпочтение стоит отдавать банкам с надписями «ГОСТ 5284-84 «Говядина тушеная» или «ГОСТ 697-84 «Свинина тушеная». Продукция, сделанная по ТУ (технические условия), может не обладать долгим сроком хранения…

Рыбные консервы. Срок: до 3 лет.

Выбирайте продукцию из нежирных сортов рыбы и в собственном соку. Рыба в масле и маринадах быстрее теряет свойства. Время от времени нужно проверять, не вздулась ли крышка консервов. Если заметили это, выбрасывайте банку, не вскрывая. Это важно для профилактики заражения ботулотоксином.

Открыли рыбные консервы – сразу съесть. Если содержимое жестяной банки переложить в стеклянную посуду, поставить в холодильник, продукт остается качественным в течение 24 часов. Не более.

Овощные и фруктовые консервы. Срок хранения консервированного зеленого горошка или кукурузы может достигать двух лет, консервов из фруктов, помидоров или фасоли – трех. Условия хранения – прохладное и темное место.

Крупы, макароны и мука. Срок годности: от 3 до 5 лет (кроме муки).

Среди круп лидеры – рис, гречка, перловка, просо, бобы. Все – не теряют питательной ценности. А вот мука хранится не более 6-8 месяцев. Если превысили срок – избавьтесь от нее…

 

О покупательских предпочтениях и ценах

Аналитический проект Tinkoff Data выяснил, как изменилось потребление россиян с конца февраля 2022 года. Количество покупок товаров для дома в это время почти не изменилось, но средний чек заметно вырос. Люди за один раз брали много, самое дорогое и модное.

Цена одной покупки одежды, обуви и косметики увеличился на 40%. Чек на электронику и бытовую технику вырос почти вдвое – на 86%. На фоне приостановки работы некоторых зарубежных брендов, средний чек по товарам бытовой химии вырос на 25%.

Произошел всплеск потребительской активности в категории товаров для животных: траты увеличились в 2,5 раза. На 15-30% выросли покупки автозапчастей, средств по ремонту жилья, лекарств, алкоголя.

Казалось бы, потребительский ажиотаж продолжается. Но после 20 марта проявились иные тенденции.

Отражающий динамику расходов по банковским картам индекс снизился до +6,3% по всем товарам и услугам. Если учитывать официальную динамику инфляции (по прогнозу ЦБ РФ ожидается +15-16% за весь год), это означает спад реального спроса, выраженного в единицах купленного товара, сразу более чем на 10%!

Люди накупили «кое-чего» с солидным запасом и вскоре убедились, что дефицита нет. Совсем. Взамен купленных изделий привезли новые партии. Качественные, свежие.

Как продукты питания (Россия обеспечивает свои потребности в мясной, молочной, мучной, хлебной, крупяной, овощной, картофельной, рыбной сферах и еще по трем десяткам позиций), так и товары ширпотреба.

В том числе – импортного производства. Многие иноземные компании, обещавшие «уход» с российского рынка, сейчас говорят о временной приостановке работы. Значит, намерены работать и впредь…

Реакция российского потребителя – мгновенная (люди хорошо изучают публикации в Интернете!). В полтора раза от недавнего уровня снизилось приобретение одежды и обуви. На треть – электроники, мебели, лекарств. Заметно упала реализация консервов, сахара, туалетных принадлежностей, мяса, колбас, рыбы и прочих «дефицитов». К обычным показателям вернулось потребление растительного масла, молока, сыров, фруктов, овощей.

Судя по прежним случаям потребительского ажиотажа и социологическим опросам, тенденции экономить будут сохраняться. Россияне поняли: купленные запасы гречки и консервов придется два-три года кушать самим. И «запасные» компьютеры с холодильниками выгодно продать не удастся.

Ну, лекарства и туалетную бумагу используют. Мебель поменяют на новую. А вот с запасами сахара и многих видов парфюмерии – беда. Будут дарить друзьям…

 

О некоторых выводах и перспективах

Тульская область – регион с крепкой экономикой. С запасом обеспечивает свои потребности в зерне, муке, макаронах, овощах, растительном масле, мясе, крупах. Чего не хватает – завозим из соседних областей. По части промышленного производства – общероссийские лидеры.

Торговля доказала, что справилась с искусственным дефицитом товаров, порожденным слухами и доверчивостью покупателей.

Кстати, а сколько денег мы на эти покупки «впрок» затратили? Ответ есть.

Обычные суммы расходов на приобретение товаров туляками – по 25-27 миллиардов рублей в месяц. Половина из них – на еду, остальное – товары ширпотреба. Ближе к Новому году расходы выросли до 30-31 миллиарда. В январе и феврале текущего года суммы остались без изменения. А в марте – по предварительным данным – дотянулись до 36-38 миллиардов рублей.

Приятно, что – согласно опросам – более половины туляков собираются в нынешнем году сажать овощи, зелень и картофель. Реализация «дачных товаров» растет. При качестве удобрений и посадочного материала обеспечить потребности семьи с шести дачных соток – легко! И свои запасы – не пропадут.

Конечно, не обходится без негатива.

Колебания цен. В том числе – в сторону роста. Кто-то пытается нажиться на ситуации. В следующий раз не покупайте товар по завышенным ценам! Информируйте надзирающие органы о спекулянтах и перекупщиках.

Не забудем, что грядущим летом (в июле-августе-сентябре) фрукты, овощи и картофель будут дешеветь. Так бывает всегда. Сезон.

Увы, пострадали отдельные виды бизнеса. Рестораны, кафе, кинотеатры, концертные и развлекательные заведения, авто- и авиаперевозки, санатории, туристические фирмы для отдыха за пределами РФ.

Да, люди на этом экономят. Зато – рост внутри российского туризма.

И – заметное увеличение финансовой помощи от государства многодетным и небогатым семьям, пенсионерам, представителям бизнеса. Нет ожидаемого роста безработицы. Четко работает банковская система. Тульские предприятия реализуют инвестиционные проекты. Будут свои станки, режущий инструмент, мебель, одежда и обувь.

Наша задача – сохранять спокойствие. Работать. Отдыхать. Учиться. И не паниковать.

Удачи всем нам!

Александр АБРАМОВ

Тематика статьи:

Понравилась статья? Посоветуйте друзьям:


Тематическая подборка статей:

2 комментария

  • Петр - 16.04.2022 в 10:20

    Нет Абрамов, куски соли сам разбивай и ешь

  • Абрамов - 18.04.2022 в 18:51

    Так про сроки хранения соли и остальных продуктов Роспотребнадзор написал. Причем, федеральный. Туда все вопросы.

Ваш комментарий:

Перед отправкой ознакомьтесь с правилами размещения комментариев!