Продать нельзя купить

Динамика изменения потребительского поведения россиян за март-ноябрь 2020 года

10.12.2020 г. / Прочитано 102 / Комментариев нет

В ноябре-декабре, готовясь к Новому году, туляки традиционно делают больше всего покупок

На днях сайт «СберИндекс» опубликовал аналитический материал по вопросу динамики изменения потребительского поведения россиян за март-ноябрь 2020 года. То есть – в период пандемии COVID-19. Приведена масса информации, включая отдельные данные по регионам России, в том числе – по Тульской области.

За основу расчетов были приняты среднемесячные затраты российской семьи на все покупки и виды услуг за декабрь 2019 года. И эта сумма – на 15-20% выше затрат в обычные месяцы, ведь в декабре люди тратят средства на новогодние подарки. В отдельные группы были также выделены семьи с маленькими (до 6 лет) детьми, с детьми-школьниками (от 7 до 16 лет), бездетные пары, пенсионеры и одинокие граждане. Учитывалось множество других факторов – реальная зарплата, сроки ее получения, размер пенсий, пособий, других доходов, динамика изменений затрат на туризм, развлечения, медицину, спорт и пр.

 

Общая картина

Февраль-2020 был месяцем относительно щедрых затрат на покупки и сервисы. В Тульской области это составляло примерно по 18 тысяч рублей в месяц на одного жителя. Хотя в начале марта, с началом пандемии, случился «потребительский бум», когда на фоне слухов народ скупал крупу, туалетную бумагу и прочие «мыло-спички». Тогда затраты у нас выросли почти на треть.

Но ожидаемого дефицита денег, товаров и роста цен не случилось. Власти, предприятия, банки и торговля справились с ситуацией. Люди получили зарплату, успокоились и начали экономить. В середине апреля расходы на покупки упали в нашей области в 2,0-2,5 раза.

«Товарный испуг» туляков – судя по графикам, которые приводит сайт «СберИндекс» – продолжался до третьей декады мая-2020.

В стране картина была аналогичной.

В период июнь-июль наступило время «ожидания». Уровень покупок увеличился до 65-70% от декабря 2019 года. А с июля пошел небольшой (+2-5% в месяц), но устойчивый прирост сумм затрат. Сегодня туляки тратят по 85-95% от показателя предпраздничного декабря 2019 года. Это даже немного выше, чем год назад и в среднем по стране сегодня. Так, в октябре-2020 наши земляки купили товаров на сумму 22,9 млрд рублей, что на 2,0% больше, чем в сентябре. Ноябрь-декабрь, по причине начала предпраздничных закупок, скорее всего, станет еще более симпатичным для магазинов и рынков…

 

«Детский вопрос»

В исследовании учли дополнительные виды помощи от государства. Но рост числа получателей пособия по безработице в сумме до 12,5 тысяч рублей в месяц (а среди туляков число таких граждан за 3 месяца выросло в 5,5 раз – с 4,5 тысяч до 24 тысяч человек) не отразился на общих затратах. Видимо, люди эти деньги или потратили на погашение долгов банкам и коммунальным фирмам, или отложили на «черный день».

Зато дополнительные детские пособия «сработали». Вот некоторые данные.

Если прежде расходы на игрушки новорожденному малышу (до 1 года) составляли 0,5% от бюджета семьи, то сейчас – до 4,0%! Хотя какие ему игрушки в этом возрасте нужны?..

Еще в период пандемии родители-туляки стали тратить больше на гаджеты (+47,5% в категории «Компьютеры», +14,6% – в категории «Универсальные магазины», +14,6% – в категории «Бытовая техника и электроника»). А расходы на развлечения (+13,5%) и игрушки (+11%) выросли заметно сильнее, чем у туляков без детей. И меньше, чем в целом по стране, «просели» траты на спорт.

«Потребительский эффект» COVID-19 здесь, видимо, заключается в необходимости «вооружить» своих чад компьютерами и гаджетами, которые далее будут необходимы для всех типов удаленной коммуникации, в первую очередь – для учебы. Нынешняя – «вторая волна» пандемии – эту тенденцию лишь подтверждает…

 

Категория потребителей – люди «50+»

Среди немалого числа видов экономической деятельности, которые и в стране, и в нашей области переживают сложные времена (туризм, бытовые услуги, ремонт одежды, парикмахерские, санатории, салоны красоты и др.), выделяются несколько сфер, где дела идут хорошо. Это, конечно, крупная промышленность (химия, металлургия, оборонка, машиностроение, пищевая отрасль). Плюс – превышение показателей годовой давности на 10-20% – в медицине, аптечном бизнесе, реализации товаров для детей, в 1,5-2,0 раз – по продажам и услугам через систему интернет-магазинов, а также реализация гаджетов, компьютеров, программного обеспечения, сотовых телефонов, продуктов питания, алкоголя.

И – отдельно – две группы клиентов, которые также наращивают объемы покупок и пользования сервисами. Тут – довольно неожиданные выводы.

Первая группа туляков (россиян), увеличивающих затраты на приобретение товаров и услуг – пенсионеры и люди старше 50 лет. В Тульской области таковых жителей – более 40% от всей численности населения.

Причины финансовой активности кроются не в росте сумм их пенсий, пособий или зарплат и доходов. Тут все – стабильно. Вопрос – в заботе о здоровье (люди стали чаще обращаться в больницы, в том числе – платные). И – в увеличении цен на лекарства. Официально – на 2-5%, реально – на самые популярные препараты – на 10-30%. Плюс – разразившийся очередной «потребительский бум» на лекарства, приведший к их дефициту.

Рост затрат, скорее всего, обеспечивается при помощи детей/внуков, а также за счет собственных финансовых накоплений.

Во всяком случае, факт оттока банковских вкладов имеется…

Вторая группа россиян (и туляков) – представители «среднего класса»: бизнесмены, чиновники, ведущие специалисты успешных предприятий, фирм и компаний. Их немного – около 7-9% туляков. Снизив затраты на покупку автомобилей, драгоценностей и дорогой бытовой техники, они нарастили размеры банковских кредитов, покупают новое или «вторичное» жилье, строят дома.

А многие увлеклись модным ныне хобби среди небедных россиян. Организуют в своих домах, гаражах или на дачах-усадьбах …винокурни. Производят спиртные напитки домашнего розлива. Причем – на импортном (недешевом) оборудовании и сырье. Естественно, не для продажи. Продукция получается качественной, дорогой и «небыстрой» по времени изготовления (нормальный срок выдержки тех же бренди, коньяков или кальвадосов – 3-5 лет). Для себя, друзей и гостей.

Производители и торговцы «перегонных» аппаратов, ингредиентов для приготовления вин, настоек и пива – в восторге. Нет в этой своеобразной микро-отрасли экономики кризиса. Она – в выигрыше от нынешней ситуации…

 

О ситуации в целом

Конечно, есть проблемы. Из-за пандемии реальное число людей, ищущих работу, в нашей области выросло. Еще примерно 40-45 тысяч работают по сокращенному графику. В непростой ситуации основная часть «сервисного» малого бизнеса.

Но есть помощь со стороны государства. Система финансовой и налоговой поддержки. Есть 25 тысяч свободных вакансий на тульских предприятиях и заводах. Действует система бесплатного обучения новым профессиям. Растут пособия и выплаты отдельным категориям населения. На 5,2% выросла заработная плата. Нет долгов по ее выплате.

Нужно внимательно следить за здоровьем, постараться не болеть. А трудности – пройдут…

Александр АБРАМОВ

Тематика статьи:

Понравилась статья? Посоветуйте друзьям:


Тематическая подборка статей:

Ваш комментарий:

Перед отправкой ознакомьтесь с правилами размещения комментариев!