Есть проблема? звони!

В щекинских школах проходят акции по противодействию жестокому обращению с детьми

03.10.2014 г. / Прочитано 277 / 3 комментария

В щекинских школах проходят акции по противодействию жестокому обращению с детьмиНачавшись в 2010 году по инициативе Правительства Российской Федерации, общенациональная информационная кампания по противодействию жестокому обращению с детьми продолжает набирать обороты.

В акцию активно включаются педагогические коллективы школ. Сегодня практически в каждой школе учеников информируют о существовании телефона доверия, позвонив по которому подросток может получить экстренную психологическую помощь в решении насущной для него проблемы. Такая акция на днях организована социально-психологической службой в щекинской гимназии №1. Волонтеры-старшеклассники, активисты из совета гимназии, рассказали младшим товарищам, ученикам пятого класса, об этом волшебном номере – 8-800-2000-122.

 

Педагог: учитель и психолог

…Далекий 1969-й. Минувший век. Для нынешней молодежи – далекое прошлое… В первомайской школе ведет урок в первом классе замечательный, опытный педагог Валентина Егоровна Рыщенко.

Деревянные парты с откидывающейся крышкой, тетрадки в косую линейку, чернильницы-непроливашки, рядом непременно – перочистка (кто не знает – собранные «пачечкой» круглые кусочки тонкого поролона, сукна – чистить перышко от мелкого мусора, чтобы не пачкало при письме). Ребята сидят смирно, сложив руки на партах, слушают внимательно.

…В те годы дисциплина на уроках была куда строже, чем сегодня, а авторитет учителя – непререкаем. Педагоги пользовались уважением и любовью своих воспитанников. Надо сказать, весьма заслуженным: учителя тогда имели терпение на каждого своего ученика, задерживали неуспевающих после занятий, приглашали заниматься к себе домой – совершенно бесплатно, так как считали своим долгом научить каждого. Не «гнали» вперед программу, если материал сложный, и кто-то из детей усвоить его не успел. Как уж это им удавалось, неизвестно, ведь и тогда существовали учебные планы…

…Ребята старательно пишут буквы, поскрипывают перышки, иногда тихонько стукнет крышка парты – кто-то полез в портфель за новой промокашкой… Валентина Егоровна вполголоса – чтобы не отвлекать других – объясняет кому-то его ошибку. И вдруг – будто взрыв! – громкий вопль нарушает всеобщее спокойствие! Это Витя К. (фамилию помню до сих пор, но не называю здесь по понятным причинам), из тех, кому «закон не писан» и «море по колено». Ему надоело трудиться, удерживать в непослушных, непривычных к письму пальцах ручку вместо рогатки. Он швыряет на пол учебники, тетрадки, чернильницу и направляется к двери.

На строгое требование учителя вернуться на место и привести все в порядок мальчишка отвечает отборной руганью. Ученики каменеют. А Валентина Егоровна реагирует на удивление спокойно. Всем нам понятно, что она рассержена, но это великолепное уверенное спокойствие, только растущее по мере того, как расходится хулиган, делает свое дело. Ровным, уверенным тоном она повторяет свои требования. Наконец он сникает, собирает с пола книжки… нам, детям, неизвестно, будет ли какое-то продолжение истории.

Впоследствии стало понятно, что потом к Вите учителя приходили домой, беседовали с родителями, с мальчиком. У него дома были проблемы – это мягко сказано. Пьющие мама с папой… Ребенок нуждался в поддержке. Другими словами – в экстренной психологической помощи.

Случай с Витей, конечно, отнюдь не типичный. Психологическую помощь педагоги оказывали постоянно – каждому, кто не успевал осваивать учебную программу вместе со всеми, помогая ребенку и внушая ему, что он может, что не хуже других.

Как сейчас помню, в тесной квартирке нашей Классной Анны Михайловны Булыгиной по вечерам нередко сидел кто-нибудь из ее учеников, от четвероклассника, у которого не ладится с дробями, до выпускника, готовящегося поступить в престижный московский вуз. Частенько младший школьник сидел в кухне, а в комнате – старший, да не один… К каждому у нее был свой подход. Каждый уходил домой с проверенным домашним заданием и уверенностью в том, что он умеет решать задачки не хуже других. Троечники легко поступали в «пед» и «политех», отличники успешно продолжали образование в столичных вузах…

Строгая, довольно резкая на язык, шумная Анна Михайловна, мгновенно окутывала питомца материнской заботой и вставала грудью на его защиту, когда это требовалось. И, можете поверить, ученики это очень ценили. Не раз, в течение многих лет, возвращались в школу проведать и сказать спасибо…

Наши учителя умели находить, в чем неуспешный, по мнению многих, школьник оказывается лучше других. Так, у одного из моих соучеников, не блистающего знаниями и отличной дисциплиной, учительница музыки обнаружила прекрасный голос и стала с ним заниматься пением. Не знаю, пошел ли он дальше по музыкальной стезе – их семья затем переехала в другой город – но в школе парень пел на вечерах и выступал на смотрах самодеятельности…

А преподаватель физкультуры, увидев, что ребята тянутся в спортзал не просто поиграть в волейбол и баскетбол, а пообщаться, не стал противодействовать и разгонять подростков из помещения, а принес магнитофон. Бодрая музыка на переменах и после уроков влекла туда и старших школьников, и малышей. Одни играли, другие дружно «болели», и всем было хорошо. Это была своего рода психологическая разгрузка…

Сегодня психологическая помощь в детских образовательных учреждениях оказывается подготовленными специалистами-психологами.

 

Телефон доверия на службе у детей

По телефону доверия может обратиться каждый, кому необходимо обсудить проблемы в отношениях с друзьями, в семье и в школе и получить совет, как жить дальше.

Специалисты действующих региональных служб подключены к единому общероссийскому номеру, они ответят на вопрос, который может им задать любой человек, ребенок или взрослый. Секретность и бесплатность – вот принципы работы телефона доверия. Помощь можно получить анонимно, и тайна обращения гарантируется.

Цель создания детского телефона доверия – способствовать, в том числе, профилактике стрессовых и суицидальных настроений детей и подростков…

– Слава Богу, таких тяжких примеров в практике работы социально-психологической службы гимназии не было, – делится с корреспондентами школьный психолог Ольга Наливайко. – Мы надеемся, что телефон доверия, если и потребуется детям, то по иным каким-то вопросам. Хотя ребенку любая проблема, на взгляд взрослого, совсем незначительная, может серьезно испортить жизнь. Был пример в моей практике, когда учитель занизил оценку ученику, объяснив, что тот может заниматься лучше. Мальчик не сказал ни слова, ни дома, ни в школе, но интерес к учебе и желание ходить в гимназию у него пропали. Родители обратились в социально-психологическую службу, совместными усилиями мы выяснили причину происходящего. Педагог, к чести сказать, принес извинения, и у ребенка все наладилось, он делал успехи, а с этим учителем их связала крепкая дружба.

Потому мы, специалисты социально-психологической службы, стараемся здесь, в гимназии, создавать доверительную атмосферу, чтобы ни дети, ни родители не боялись открыться и поделиться проблемой, и знали, что данная информация останется конфиденциальной, а не станет всеобщим достоянием…

Как и во все времена, основные школьные проблемы лежат в сфере отношений между ребятами в классе, с учителями, с родителями. Непонимание и конфликт между поколениями отцов и детей существуют и сегодня. И, конечно, – время прихода первой любви, когда самые сильные переживания происходят отнюдь не по поводу алгебры или литературы…

Уже в пятом классе межличностные отношения, борьба за лидерство в классе, желание пользоваться уважением одноклассников выходят на первый план, затмевая собой успехи в учебе. Не каждому ребенку могут что-то посоветовать родители, не каждый обратится к ним за помощью. В том числе и потому акция знакомства с телефоном доверия в гимназии проводится ежегодно. И каждый раз, обращая внимание детей и подростков на возможность получить такую помощь в любой трудной ситуации, когда не к кому, на их взгляд, больше обратиться, педагоги советуют ребятам оценить серьезность момента.

Если тебе действительно нужно – звони! Лучше позвонить, чем совершить непоправимую ошибку. Но помни: нельзя звонить из любопытства, озорства. Пока ты занимаешь линию, кому-то может быть действительно плохо и срочно нужна поддержка…

 

Школьникам гимназии №1 в дневники вклеили стикеры с телефоном доверия

Марина АЛЕШИНА
Фото Андрея ТЕТЕРИНА

Понравилась статья? Посоветуйте друзьям:


Тематическая подборка статей:

Комментарии комментария 3

  • Всё как всегда - 03.10.2014 в 23:48

    А по поводу выкачивания денег из родительских карманов в пользу школы куда звонить? Поделитесь телефоном доверия прокуратуры…

  • Пенсионер - 04.10.2014 в 08:01

    ..про выкачивание, в точку!
    Достала наша псевдо-нищета.

  • V - 07.10.2014 в 11:22

    Если есть железные доказательства выкачивания денег в карман руководство школы, звоните: телефон доверия ОЭБ и ПК ОМВД России по Щекинскому району(48751) 5-44-02

Перед отправкой ознакомьтесь с правилами размещения комментариев!