Готовность номер один

Дети реабилитационного центра «Искра» готовятся к школе

27.08.2013 г. / Прочитано 816 / Комментариев нет

Дети реабилитационного центра «Искра» готовятся к школеДети, в школу собирайтесь!

Лета закат… прохладой пахнут августовские ясные утра, под ногами начинает шуршать листва, а во дворах и скверах яркие пятна георгинов, флоксов, золотых шаров – приметы неуклонно приближающейся школьной осени. Ребятишкам приходится понемногу заново привыкать к чтению, вспоминать навыки письма отвыкшими за долгие каникулы пальцами. Все чаще увидишь их, за руку с мамами, в магазинах и на школьных развалах, с новенькими ранцами за плечами, придирчиво выбирающими обложку нового дневника…

А что же те дети, кто волею судьбы оказался оторван от родителей, чьи мамы и папы вовсе не озабочены школьной жизнью своих чад? Им ведь тоже надо в школу, и ранцы новые нужны, и краски, и тетради…

В детском реабилитационном центре «Искра» около 80% всех воспитанников – школьного возраста, и восемь детишек пойдут первый раз в первый класс.

Серьезная задача педагогов – подготовить их к школе. Конечно, не за неделю до наступления 1 сентября, и даже не за месяц. Работа ведется скрупулезная на протяжении всего срока пребывания ребенка в Центре, в соответствии с проведенной предварительно диагностикой по специальной стандартной методике готовности к школьному обучению. В 2013 году Центром приобретена новая компьютерная методика, и сегодня она в действии.

…А начинается все для новичка в приемном отделении, где он проводит одну-две недели. Здесь его обследуют медики, здесь он проходит так называемый первичный процесс социальной адаптации. Педагоги и психологи знакомятся с ним поближе, выясняют привычки и склонности, интересы, помогают привыкать к новой обстановке. Без родителей. К слову сказать, большинство маленьких обитателей приюта, и даже уже не маленьких, а вполне сознательных подростков, все-таки скучают по своим родителям. Какая бы ни была мама, а лучше ее на свете нет…

Когда малыш более или менее привыкает жить в Центре, с ним начинают проводить диагностику. Частенько дети поступают сюда без медицинской карты, полиса или вообще без документов. Сотрудники «Искры» принимаются за длительный процесс восстановления документов, пишут во все субъекты профилактики. При необходимости детям назначаются консультации и обследования в Туле, их возят на транспорте Центра, нуждающихся в лечении ребятишек кладут в стационар.

С детьми работают воспитатели, социальные педагоги, педагоги-психологи – у каждого свое направление в той индивидуальной программе реабилитации, которая разрабатывается для ребенка. Если он склонен к проявлениям агрессии – с ним работает психолог. Не хватает школьных знаний – вступает социальный педагог-воспитатель. Занятия проводят и в групповом режиме, и отдельно с каждым, ликвидируя пробелы в знаниях и умениях, какими должен обладать человек в определенном возрасте. Коррекционно-развивающая работа ведется здесь постоянно, без каникул.

Да и как иначе? Многие дошкольники не умеют пользоваться столовыми приборами, чистить зубы, застилать кровать… Бывает и хуже – пятнадцатилетнему подростку по уровню его знаний приходится учиться в первом классе, учить алфавит, осваивать навыки письма. Конечно, школа идет навстречу, учителя занимаются с такими ребятами отдельно, находя на это время, нельзя же посадить их за парту рядом с малышами… У «Искры» заключены договоры о сотрудничестве с МОУ СШ №20, №9, вечерней школой и школой восьмого вида, бывшей №3. Педагоги Центра благодарны коллегам из школ за понимание и чуткость к этим детям, ни разу ни одна школа не отказала в особом, индивидуальном подходе, когда в этом есть нужда.

К школе подготовка серьезная. У ребенка должна быть хорошо развита сенсорно-моторная реакция, специальные игры и занятия развивают пальцы, руки. Будущему первокласснику необходимо иметь пространственное мышление, знать основные геометрические фигуры, порядковый счет, времена года. В «Искре» используют такие же программы, как и в дошкольных учреждениях, чтобы воспитанники подтягивались к уровню обычных детсадовцев. А потом руководители Центра пишут заявление с просьбой принять ребенка в первый класс – вместо родителей…

Дальше педагоги продолжают выполнять роль мамы и папы, наряжают своих питомцев в новую форму, ведут в школу первого сентября. Это они кивают и улыбаются, и машут малышу, робеющему перед школьным порогом, как делают это настоящие, нормальные родители.

В этом году впервые во всех школах введена общая форма. В школе №20 это жилеты вишневого цвета, которые шьют на тульской трикотажной фабрике «Заря». И – классически – белый верх, черный низ. Центр провел серьезную подготовительную работу, загодя, летом, связались с представителями фабрики, сняли мерки со всех ребят, сделали заявки. Так что воспитанники «Искры» не будут отличаться одеждой от других детей.

А на физкультуру теперь обязательны белые футболки. Нашлись спонсоры, которые помогут собрать все: и спортивную форму, и ранцы, и канцтовары. Безусловно, часть средств выделяет Центр, но их не хватает, и спонсорская помощь совсем не лишняя. Ведь невозможно предусмотреть, сколько детей будет принято в течение года в «Искру», а ведь альбомы, краски, карандаши нужны каждому. Среди желанных гостей, приходящих всегда с подарками, в Центре судебные приставы, участники волонтерского движения из Тулы с поэтическим названием «Мирабэль», девушка по имени Юля, которая просто помогает по зову сердца, теперь к списку присоединяются представители РЖД. Им всем от коллектива Центра сердечное спасибо, ведь так важно, чтобы эти дети, и без того обделенные судьбой, чувствовали себя наравне с домашними детьми.

30 августа в «Искре» будет праздник. Утром вернутся в Центр дети, которые еще отдыхают в Алексине, среди них два будущих первоклассника. Как всегда, дети – и маленькие, и большие – будут потихоньку ждать маму и папу. На первое сентября, как и на все праздники сюда, в «Искру», постоянно приглашают родителей. Откликаются, конечно, не все. Но некоторые приходят. Радости ребят тогда нет предела…

 

В первый сентябрьский денек

2 сентября в этом году сядут за парты и ребята, что живут в семьях, которые называют неблагополучными или находящимися в социально опасном положении. Об этом, помимо других взрослых, непременно проявят заботу сотрудники отделения профилактики безнадзорности несовершеннолетних детского реабилитационного центра «Искра». В зоне их внимания сегодня не только Щекинский, но и Чернский, и Тепло-Огаревский районы.

В своей работе социальные педагоги также опираются на приобретенный в этом году пакет компьютерных методик по подготовке детей к школе. Мышление, речь, память, внимание – все это проверяется в игровой форме на компьютере, в соответствии с результатом даются рекомендации и проводятся занятия. Пока эта услуга предлагается семьям, находящимся на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, но воспользоваться ею может любая семья, придя сюда, в Центр «Искра». Бывает, специалисты выезжают и на дом к своим подопечным, в семьи, но не всегда удается побеседовать: взрослый контингент отличается стойким пристрастием к спиртному и отсутствием при этом минимальной способности к общению…

Если уже в период занятий у ребенка возникли трудности с учебой или общением в школе, конфликт с одноклассниками, – их также ждут здесь, в Центре, чтобы сообща найти проблему, ставшую причиной конфликта, и постараться общими усилиями ее разрешить.

…Однажды 11-летний ребенок вдруг узнал, что в семье он не родной. Нашлись «доброжелательные» соседи, рассказали. Спокойный и надежный мир, в котором маленький человек жил до сих пор, пошатнулся. Так ему показалось. И начали расти проблемы, как снежный ком. Конфликты дома, с родителями, в школе с одноклассниками и учителями. Подросток стал пропускать занятия в школе. Родители обратились в Центр «Искра».

На помощь им пришла шведская технология интенсивной терапии на дому. Работа длительная, кропотливая, начинающаяся со стадии знакомства, так называемого вовлечения. Специалисты знакомятся с общей обстановкой в семье, выясняют, чем живет этот маленький коллектив, есть ли общие интересы, кто из окружения может оказать поддержку в данной ситуации. Общими усилиями находятся «якоря» – хорошие события в жизни, воспоминания, за что человек может зацепиться, чтобы вернуть себе состояние устойчивого равновесия. Для того ребенка таким якорьком оказалась совместная поездка в цирк, яркое представление и рядом – мама и папа, они тогда накупили много воздушных шаров, и было счастье…

Конечно, нельзя говорить, что вот придут добрые тети из Центра и решат все проблемы – нет. Но они смогут помочь увидеть пути, ведущие к свету из, казалось бы, безнадежных ситуаций.

…Подросток отказывался жить с мамой. Он хотел к папе, который живет не здесь, а далеко в северных краях, общается с ребенком по интернету, и всячески настраивает против матери, обещая забрать к себе при случае. Однажды такой случай наступил, и сын оказался с отцом. Казалось бы, что еще для счастья нужно? Однако папенька долго не выдержал и отправил ребенка одного в дальний путь домой – к маме… Всеобщими усилиями коллег из «Искры», комиссии по делам несовершеннолетних удалось собрать эту семью здесь, вместе. В результате мозгового штурма, с использованием той же шведской методики, пришли к общему согласию, что ребенок все-таки попробует жить с мамой, и они попытаются наладить контакт. За время конфликта у подростка начались проблемы с учебой, так что пришлось привлекать и учителей для помощи и поддержки. Вроде бы, все стало налаживаться, а потом опять произошел срыв. Работа началась сначала…

Сложность таких застарелых кризисных ситуаций в том, что в один присест их не разрешить, как не вылечить в один миг болезнь, развивавшуюся годами. Но пути выхода при желании найти можно, а специалисты Центра готовы искать их вместе теми, кто в этом нуждается.

…Ребенок находится в Центре, но хочет жить с мамой. Мама и папа живут раздельно, оба лечились от алкоголизма, оба не доверяют друг другу, считая, что супруг погубит ребенка. После проведенных бесед, длительной работы с семьей, установлен испытательный срок в три месяца, в течение которого дитя станет-таки жить с мамой, и все члены этой несчастной семьи будут находиться под присмотром специалистов. Педагоги надеются, что взрослые удержатся от прежнего пристрастия к алкоголю, взаимных претензий и вспомнят, наконец, что у них есть общий ребенок…

Проверки с выездами «на дом» к неблагополучным семьям показывают, что к школе, так или иначе, готовятся все. Все дети пойдут учиться. Вот только как – покажет время. Наученные горьким опытом педагоги ждут – звонков из комиссии по делам несовершеннолетних, из полиции. Ждут и готовы помогать – только пусть обращаются.

 

Праздник в детском реабилитационном цнтреВспоминая лето

Сегодня, в день выхода газеты «Щекинский химик», в детском реабилитационном центре «Искра» праздник, посвященный началу учебного года. Вернулись из Алексина отдыхавшие там дети, и сразу окунулись в атмосферу веселую и немного грустную – кому же хочется из летней вольницы сразу усесться за школьные парты…

А лето у воспитанников «Искры» выдалось действительно веселым и интересным. Мы разговорились с девочками в городском парке, где недавно состоялась очередная программа для детей «Город здоровья». С ними играл клоун Веснушка, а ребятишки самозабвенно прыгали, бегали, плясали, мерялись силами в веселых стартах. Эти дети из Центра «Искра» вообще охотно участвуют в таких массовых играх, видимо, наверстывая то, что недополучили в своих не слишком счастливых семьях.

Самовар в центре ИскраКарина Пронина и Аня Герасимова – девочки постарше, и снисходительно посматривают на резвящихся малышей. У них интересы посерьезней: Аня недавно была в палаточном лагере в Веневском районе, туда ездили четверо ребят из Центра, Игорь Мосин был уже второй раз в таком десятидневном походе. Купания в реке, костер, дискотеки по вечерам, жизнь в палатках, новые друзья, с кем обменялись номерами телефонов. Очень понравилось, и Аня хочет поехать туда еще.

А Карина тоже нашла новых друзей – в санатории в Донском. Ей там тоже понравилось, но и здесь, в Щекино, неплохо, потому что она вместе с братом увлекается скалолазанием в МПО «Дружина», и делает заметные успехи.

Вообще, детям из «Искры», в отличие от многих домашних ребят, просиживающих каникулы дома, за «компом», скучать летом не пришлось. Ездили в Тулу, гуляли там в парке имени Белоусова, побывали в Ясной Поляне, в Жабынском монастыре, в Тульском цирке на новой программе.

В родном Центре тоже каждый день какое-нибудь интересное мероприятие. Теперь благодаря спонсорам на территории возникли малые архитектурные формы, проще говоря, сказочные ветряная мельница, колодец и прочее. И здесь в честь такого чуда – именно так восприняли событие малыши – состоялся народный фольклорный праздник «Посиделки у колодца». Дети и воспитатели в ярких народных костюмах пели и танцевали от души, и, как рассказали девочки, «даже сама Ирина Леонидовна пела и плясала». Строгая Ирина Лукутина, заместитель директора, была и сама, как дитя, рада новым этим сказочным сооружениям. Все в этот день было сказочным, даже самовар, из которого пили чай – настоящий, пояснили мне, потому что растапливался дровами…

А под занавес лета десять воспитанников отправились отдохнуть в детский лагерь в Алексин Бор. Теперь вот вернулись. Скоро в школу…

Марта БЛОХИНА
Фото и из архива Центра «Искра»

Понравилась статья? Посоветуйте друзьям:


Тематическая подборка статей:

Комментарии

Перед отправкой ознакомьтесь с правилами размещения комментариев!