Вам форма новая к лицу

Щекинские учителя поддерживают введение единой школьной формы

08.04.2013 г. / Прочитано 937 / Комментариев нет

Щекинские учителя поддерживают введение единой школьной формы«Сестренка, Наташка, теперь первоклашка, теперь ученица она! И знает об этом вся улица наша, и знает об этом вся наша страна»… А откуда знает вся улица, что Наташка – теперь ученица? Правильно, потому что на ней – школьная форма!

Коричневое платьице с белым нарядным фартучком, огромные белые банты… Это – парадная форма. А в обычные дни фартук черный, а банты черные или коричневые. Такой была девичья школьная форма и в 50-60-е годы прошлого столетия, и позже. Мальчики же когда-то носили гимнастерки, ремни и фуражки. Между прочим, тогда служба в армии считалась почетной обязанностью, не служившие парни вызывали у девушек опасения и не пользовались расположением… Не могу утверждать, но, сдается, школьная форма того образца для мальчиков вносила свою лепту в патриотическое воспитание. Это потом ее сменили довольно безликие, на мой взгляд, костюмы темно-синего цвета. Правда, и педагоги в старые времена были куда более строги, и требования к дисциплине гораздо суровее.

А вот в эпоху перестройки и реформ, как и всегда в такие периоды, случилось отклонение в иную сторону: единую школьную форму отменили, и ребята стали чувствовать себя куда вольготнее в любимых джинсах, майках и свитерах самых невообразимых расцветок. Вместе со свободным выбором одежды для школы появилась раскованность не только на переменах, но и на уроках тоже. Свободомыслие – это здорово, но дисциплина в школе вещь насущно необходимая, а во мнении о том, что единая форма заставляет учеников вести себя сдержаннее, как выяснилось, сходятся сегодня все: и учителя, и родители, и, как ни странно, сами ребята. Похоже, наступило время приходить к золотой середине.

По инициативе Президента РФ Владимира Путина общественность и Государственная Дума обсуждает поправку к закону «Об образовании», о введении единой школьной формы в школах. По требованиям ФГОС – федеральных государственных образовательных стандартов – образовательное учреждение самостоятельно может выбирать форму для учащихся. Вот мы и отправились в одну из школ города Щекино – №20, чтобы узнать, как здесь относятся к данной проблеме.

Завуч школы Светлана Курочкина отмечает столкновение двух мнений: форма дисциплинирует, заставляет относиться к учебе ответственно, как к работе. Это очень хорошо, так как приучает девушек и юношей к тому, чему издавна учили предки: делу – время, потехе – час! Выйдя с аттестатом о среднем образовании из стен школы, молодые люди понимали, что работать необходимо, не страдали от чувства, что труд ограничивает их свободу. Кстати, тогда сей документ назвался «аттестат зрелости», что говорило о многом.

Кому-то такие выводы могут показаться уж слишком далеко идущими, подумаешь – форма! Но… не зря, например, директор школы Людмила Полякова придает такое большое значение подготовке к ЕГЭ – в обстановке, как говорится, максимально приближенной к «боевой». Ребята, не привыкшие ходить в костюмах и галстуках, сидя за партами и тренируясь сдавать экзамен, ощущают немалый дискомфорт. Мудрая Людмила Алексеевна объясняет: надо привыкать, иначе трудно будет на настоящем экзамене.

Во всем нужна сноровка, закалка, тренировка, и – в ношении школьной формы тоже. Никто же не будет спорить, что выпускники Щекинского лицея №1, например, весьма успешны не только в процессе всех лет учебы, но и при реализации планов на дальнейшее устроение жизни, они сдают экзамены в те вузы, куда намечается. В лицее они всегда ходят, хотя и не в строгой форме, но в костюмах, галстуках, привычны к черно-белой гамме, дресс-коду и к тому, что жизнь всегда предъявляет определенные требования. Свое творческое начало они реализуют во множестве внеклассных занятий.

Потому мнение о том, что единая форма унифицирует личности, не давая раскрываться индивидуальностям, автору данного текста, всю свою школьную жизнь проходившей в коричневой форме, представляется достаточно спорным. Яркая личность всегда найдет свое выражение, а чуть-чуть дисциплины никогда не помешает.

Светлана Сергеевна приводит пример из жизни: на первое свое дежурство по школе (а дежурным всегда требуется приходить в парадной форме), когда даже некоторые отличники пропустили объявление учителя мимо ушей и явились в обычной одежде, один из, мягко скажем, очень слабых учеников и постоянный нарушитель дисциплины вдруг – неожиданно для всех – пришел «при параде». Он и держался совсем иначе, чем в своих потертых джинсах, спокойно и с достоинством, и – интересно! – одноклассники взглянули на него абсолютно по-другому, с уважением. Вот вам и форма!

Впрочем, помимо дилеммы – унифицируется ли личность школьника вместе с формой, что нехорошо, или дисциплинирующее начало все-таки превалирует, что необходимо в образовательном учреждении, существуют и другие тонкости, которые требуют обсуждения.

Так, единая форма, которую предстоит выбрать школе, обязана удовлетворять массе требований. Она должна быть, конечно, в определенной цветовой гамме, из достаточно качественного материала, ноского, так как покупается на весь учебный год. Если модель будет выбрана определенного покроя, значит, и закупки должны происходить централизованно, чтобы родители не метались в поисках необходимой формы, и не штурмовали все одновременно указанный им магазин. В таком случае школьная одежда для девочек и мальчиков должна отвечать и определенному уровню цен, в противном случае ряд семей просто не смогут позволить себе ее приобрести. Если заказать подешевле, соответственно, и качество будет не очень, и прослужит такая форма не год, как планировалось, а меньше.

Представляется, что для малообеспеченных семей просто необходима будет поддержка муниципального образования, иначе часть детей останутся без формы. В двадцатой школе, как и в большинстве учебных заведений Щекинского района, учатся дети из семей разного уровня достатка, есть обеспеченные, и – не очень, так что данная проблема предстает довольно актуальной.

А что же думают родители по поводу введения единой школьной формы для их чад? Выясняется, что их также волнует вопрос цены, ведь, кроме всего прочего, к костюму кроссовки не напялишь, необходимы туфли. Да и растут дети по-разному, кто-то иногда так за полгода вытянется, никакой формы не хватит. А заменить нечем, другая одежда ведь не подойдет. Снова расходы… А другие родители, со стажем, у которых выросли уже по трое детей, с ледяным спокойствием заявляют, что и джинсов также надолго не хватает, и кроссовки рвутся, что же делать. Однако и те, и другие сходятся во мнении, что форма нужна, как для дисциплины, так и для устранения неравенства, которое невольно возникает между учениками, одетыми, кто «с базара», а кто в дорогом бутике.

Алевтина Гурова, дочь которой учится во втором классе, одновременно и мама, и учительница английского языка. И поневоле разделяет и мнение педагогов о том, что форма должна быть непременно, и родительское беспокойство по поводу цены этого нововведения. Делится подробностями, знакомыми, видимо, каждой маме, имеющей школьницу-дочь: каждое утро начинается с вопроса «что мне надеть?» и продолжается заявлениями «не пойду в школу ни в какой другой кофточке».

И – увы! – даже маленькие дети быстро замечают, если кто-то одет не так модно, как другие. Одна малышка пришла в школу в платье, связанном ее мамой. Девчонки тут же атаковали ее недоуменными вопросами, мол, разве тебе нечего надеть? Вот у меня, и у Маши, и у Тани платье из Интерсити! Дело бы неминуемо кончилось слезами, если бы не вмешательство учительницы, которая принялась объяснять, что это замечательное платье ручной работы, которая ценится очень дорого.

Интересно, что девушки-десятиклассницы на тот же вопрос – нужна ли единая школьная форма, не задумываясь, ответили утвердительно. Екатерина Матвеева, Виктория и Инесса Артамоновы из благополучных семей, первой причиной назвали устранение неравенства между теми, кто может одеться модно и даже богато, и теми, кто вынужден неделями носить одну и ту же недорогую одежду. Сами они дружат со всеми одноклассниками, потому что нельзя встречать и ценить человека по одежке, считают девушки, дружбы и уважения достоин каждый. Из вариантов школьной формы сестры Артамоновы выбрали бы платья, может быть, сарафанчики, а Катя Матвеева, которая активно занимается спортом, выбрала бы пиджак и брюки, чтобы было комфортно. Впрочем, добавляет Инесса, зимой холодно, потому, да, брюки, пожалуй, тоже хорошо. Вот в лицее №1 удобно, там девушки могут менять юбку на брюки и наоборот.

В лицее №1 пока нет обязательной единой формы, но здесь принята черно-белая классическая гамма. А учитель технологии этого учебного заведения, она же – народный мастер – Галина Григорьева предпочла бы какое-нибудь другое цветовое сочетание: серый с желтым или белым, например. Нравится ей бордово-серая форма, в какую уже одеты гимназисты в Щекинской гимназии №1, первыми в нашем районе. Если потребуется, можно и самостоятельно разработать проект модели, говорит учитель технологии, но сегодня есть фирмы, которые занимаются этим профессионально, уже предлагаются варианты, так что предстоит выбирать, и это, с точки зрения педагога, своевременно и правильно.

Марта БЛОХИНА
Фото Михаила ФЕДЬКИНА

Понравилась статья? Посоветуйте друзьям:


Тематическая подборка статей:

Комментарии

Перед отправкой ознакомьтесь с правилами размещения комментариев!