Великий и могучий

Учитель русского языка и литературы щекинской гимназии №1 Любовь Гончар

27.05.2013 г. / Прочитано 1105 / Комментариев нет

Учитель русского языка и литературы щекинской гимназии №1 Любовь ГончарМножество афоризмов и крылатых выражений знаменитых и не слишком писателей и поэтов о русском языке давно стали привычным фоном нашей жизни. «Ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!» – говаривал И. С. Тургенев в нелегкие дни сомнений и раздумий о судьбах Родины. Язык – поддержка и опора, и главная составляющая культуры народа, его истории, философии, литературы. Наконец, это средство общения, которое дарит человеку широчайшие возможности для самовыражения, помимо иных, не связанных с речью.

В математике известен метод доказательства «от противного», когда специально делается то или иное допущение против истины, и абсурдность становится очевидной. Что, если воспользоваться похожим приемом, и представить на какой-то миг, что не существует языка: отдельных слов и целых предложений. Есть «язык» жестов, мимика, взгляды, прикосновения… Все замечательно, только нет слов. Нет книг. Ни «Войны и мира», ни «Евгения Онегина», ни чеховских неподражаемых рассказов. Ни фантастики, ни детективов, ни сказок… Весь мир – как немое кино.

Захотели бы вы жить в таком мире? Ох, вряд ли. Слава Богу, это лишь допущение, и язык нам действительно «дан во владение». Вот только сохранить бы его в нашем, сегодняшнем мире, чтобы не стали для потомков литературные произведения великого Пушкина и Толстого вроде древних греческих и латинских, арамейских и старославянских манускриптов, прочитать которые могут лишь специалисты-филологи. А вот это уже не допущение, а грустная и вполне реальная возможность.

С развитием сети Интернет даже мы, старшее уже теперь поколение, стали читать гораздо меньше, чем привыкли в детстве и юности, а что уж говорить о современных школьниках. Читают мало, общаются посредством СМС-сообщений, пишут короткими фразами, будто играют «по сети» в «стрелялки» и «танчики»… Слова сокращают, заменяя по возможности иностранными, тоже краткими аналогами, и даже к премьер-министру в инете обращаются панибратски «Димон». Короткие слова, куцые мысли. Скупые чувства. И в печальном итоге – бедная душа…

…По тротуару движется молодая семья: нарядные, с иголочки, мама и папа, коляска, разряженная воздушными шарами в виде зверей, рядом ковыляет малыш, держит игрушечную машинку, на розовой мордахе – абсолютное счастье. Спотыкается и слышит отборный мат: куда, дескать, прешь, под ноги не смотришь, так тебя и этак? Это любящие родители выражают свое беспокойство о здоровье чада… Они не ругаются матом, они на нем разговаривают.

Православные люди, почитающие Богородицу заступницей и защитницей земли русской, убеждены: когда православный произносит матерщину, Божья матерь отворачивает свой светлый лик от него. Когда повернется обратно, кто знает?

С этим народным поверьем согласна учитель русского языка и литературы щекинской гимназии №1 Любовь Гончар.

– Безусловно, все идет из семьи. Ребенок слышит, как говорят вокруг него, и учится на примере взрослых. Если семья нормальная, культурная, нецензурных слов и выражений дома не употребляют, вряд ли он станет повторять «плохие» слова, и, даже попробовав, поймет, что не стоит этого делать. Так же важен родительский пример и в отношении чтения. Если дома книги – большая редкость, вряд ли стоит ожидать, что ребенок увлечется ими, хотя школа, конечно, делает все, чтобы заинтересовать, научить и приучить детей к этому полезному, развивающему ум и душу занятию. Радостно отметить, что есть такие ребята, кто любит читать, есть и классы, где, будто специально, подбираются такие дети. Например, мой 7-й «А», светлый уголок, отдушина. К ним всегда иду с радостью, они чуткие и отзывчивые, читающие мальчишки и девчонки.

К недавнему уроку внеклассного чтения по заданию классного руководителя 7-й «А» подбирал стихи о войне – в память о Победе в Великой Отечественной. Нашли тульских авторов, не слишком известных, но написавших такие стихи, что действительно брали за душу. О женщине, получившей известие о тяжелом ранении мужа и обнаружившей в госпитале, что это просто однофамилец, лежачий, без рук, без ног. Не сумела оставить, забрала домой, стала ухаживать. Потом вернулся муж ее, живой и невредимый.

О бабуле, подложившей фашистам мину в самовар. Супостаты хотели попить чайку… Мина рванула. А старушка, исполнив задуманное, ушла в партизаны.

Ребята читали и слушали, и хлопали друг другу, будто на концерте. Четверок на том уроке не было, признается учитель, потому что дети старались всей душой. Русский язык – мощнейшее средство выражения чувств, в стихах или прозе, и они учатся это понимать.

Любовь Николаевна без малого четыре десятка «сеет разумное, доброе» в сердцах учеников. Знакомые, встречая ее, удивляются: время идет, а она будто не меняется внешне, все такая же молодая и энергичная. «Подпитывают энергией дети, делятся любовью, это так важно», – полушутя, полусерьезно отвечает она. Опытного педагога тревожат перемены, которые происходят в образовании вообще и в преподавании русского языка, в частности.

– Наш драгоценный русский язык в современной школе постоянно находится будто на колеблющейся чаше весов. То сокращается количество часов преподавания, то с полной серьезностью дискутируется вопрос об объединении русского языка и литературы, введения словесности. Государственная политика обязана быть ответственной: сохранить и преумножить память, а не убить ее, вырастив неких манкуртов, о которых повествовал Чингиз Айтматов, не умеющих ничего и никого любить и ценить в своем Отечестве. Манкурт – раб, лишенный памяти о прошлом; он не узнал свою мать, долго искавшую и нашедшую его, и убил ее по приказу своих хозяев…

Память – это наша культура, история государства, родного края, это грамотность, наконец. Невозможно молодому человеку постичь и полюбить все это, не владея русским языком, не умея хорошо читать, не зная родной литературы. Не спасет и пресловутый список из ста книг, обязательных к прочтению. Читать-то можно по-разному, душой и – для галочки, а в этом случае интеллигентности уж точно не прибавится.

– Престижно, да и прекрасно знать иностранные языки, владеть ими. Но и русский, родной язык не должен быть изгоняем, – убеждена опытный педагог-филолог. – Читаю работы по ЕГЭ, ГИА и с каждым годом с грустью и тревогой вижу, как скудеет язык наших учеников, коверкается, как не умеют они выразить мысли на родном, свободном и таком могучем…

Жаль, что работать в школу приходит мало молодежи, энергичной, готовой повести ребят, увлечь за собой. Есть, конечно, и радостные примеры, ярко вспыхнувшие звездочки, такие, как Екатерина Акимова из школы №7, занявшая первое место в конкурсе для учителей «Педагогический дебют». Совершенно замечательный, нравственно воспитывающий урок по литературе, с использованием новых технологий провела она.

Впрочем, добавим, что технологии сами по себе, без учителя – пустое. Эмоциональную наполненность, тепло души, чувства, которые зарождаются в юных сердцах на уроках литературы и русского языка под влиянием и под руководством учителя, не заменить никакой новейшей технологией, что должна оставаться просто инструментом в его руках.

Привить интерес к русскому языку, развивать творческие способности – цель, которую постоянно преследует в своей работе Любовь Николаевна. Она заставляет учеников много работать с текстами, более всего с теми, что привязаны к истории и культуре родного края, к Туле. Очень нравится ребятам на основе таких текстов составлять викторины, проводить исследования, анализировать себя и свою личность, беря за основу, например, нравственные искания Толстого. Усилия не пропадают даром: иногда глубина мыслей этих детей поражает, и Любовь Николаевна с искренней гордостью говорит, что случается, ученики превосходят своего учителя… Пожалуй, эти крупицы самопознания и самостоятельного мышления и познания мира и есть то главное ценное, ради чего изо дня в день трудится педагог.

Вот только шаблонный подход к обучению и экзамену совсем не радует. Давно забыты сочинения «на свободную тему». Дети должны писать работу на ЕГЭ по строго определенной схеме, формулируя мысли в жестко заданных рамках. Где уж тут проявиться творческому началу… ЕГЭ отнюдь не плохой метод, современный, но все-таки должна быть альтернатива, другой вариант для сдачи сочинения, – считает Любовь Николаевна. Кому-то достаточно написать небольшую работу в заданных рамках. А для кого-то, кто мечтает связать свою жизнь с филологией, например, шаблоны вовсе ни к чему, ему важно проявить свою творческую индивидуальность. Это, кстати, подтверждают и ее ученики, получающее сейчас высшее образование в МГУ, филологических московских институтах. Благодарят, что учила писать и жить не по шаблону. Кстати, развивать творческое начало личности призваны и новые государственные стандарты образования. Только с шаблонами это как-то не вяжется. Так что работать в данном направлении еще предстоит много, чтобы, не дай Бог, когда-нибудь не пришлось прочитать о русском языке: «был дан во владение»…

Есть у нее мечта. Довести ребят из своего 7-го «А» до выпуска сохранившими, не утратившими свежести чувств, чуткости, стремления к добру и справедливости. Чтобы они вышли в жизнь вот такими, как сейчас, только повзрослевшими и нашедшими свое призвание и любимое дело. Чтобы читали Чехова и Пушкина, Толстого и Тургенева, потому что русская душа этого просит, а не по велению списка «ста книг», якобы дающего право считаться интеллигентным и культурным человеком… Филолог, педагог с большим стажем, руководитель районного методического объединения Любовь Гончар убеждена, что обязательное и необходимое условие успеха – бережное отношение к родному языку, при котором введение всяческих инновационных технологий и шаблонов, пусть трижды популярных на западе, не заменяет собой язык, истинное культурное наследие русского народа.

Понравилась статья? Посоветуйте друзьям:


Тематическая подборка статей:

Комментарии

Перед отправкой ознакомьтесь с правилами размещения комментариев!