Мыслить, творить, учиться

Сергей Гайдамак, учитель истории Яснополянской гимназии

08.10.2012 г. / Прочитано 787 / Комментариев нет

Учитель истории Яснополянской гимназии Сергей ГайдамакПочти полвека он каждое утро поднимается по этой лестнице. Каменные ступеньки стерты ногами десятков поколений. Когда-то он приходил сюда смущенным первоклашкой, полным надежд десятиклассником, строгим молодым учителем.

Историк Сергей Гайдамак по-настоящему влюблен в родную школу и даже стал ее летописцем.

Яснополянская гимназия – уникальное учебное заведение, – уверен Сергей Викторович. – Какая богатая история, сколько известнейших людей связано с нею. Конечно, многие знают, что школа эта была открыта в 1928 году по инициативе дочери Льва Толстого. Александры, мечтавшей продолжить педагогические эксперименты отца. А многие ли знают, что свои опыты на ниве образования он начал еще раньше, чем литературное творчество?

Ученики учителя истории Яснополянской гимназии Сергея ГайдамакаСергей Викторович рассказывает о самой первой школе, которую Толстой открыл в Большом доме имения в 1849 году. А спустя десять лет, в 1859-ом появилась его экспериментальная школа, в которую ребятишки бежали с радостью.

– Он был крупнейшим педагогом, не уступающим даже Ушинскому. Школа Толстого основана на принципах ненасилия, сотрудничества, – продолжает Сергей Гайдамак. – Развивать индивидуальные способности ребенка, учить его мыслить и творить. Ведь в противном случае он будет простым подражателем.

Школа образца 1928 года гордо именовалась опытно-показательной станцией Наркомпросса. Тогда и было построено нынешнее здание гимназии. А до него, 1923 году школа здесь тоже была, и называли ее в народе «американкой». Оказывается, одноэтажное деревянное здание было сооружено на пожертвование американской еврейской организации «Джойт» – 10 тысяч долларов.

Опытная станция включала семи- и девятилетку, а также интернат и детский сад.

Интереснейшим этапом в истории Яснополянской гимназии стала эпоха директорства Дориана Романова. Знаменитый путешественник, исследователь, писатель и, конечно Учитель с большой буквы, он создал в школе атмосферу дружной семьи.

– Какие карнавалы устраивали здесь в новогоднюю ночь, – вспоминает Сергей Гайдамак. – Настоящие костюмы, танцы, катались на лыжах, химический кружок организовывал великолепный фейерверк.

В Яснополянской школе, единственной в стране, был собственный планетарий. В одном из кабинетов устроили купол. Оборудование специально заказали на одном из заводов – это была целая система линз, благодаря которым проецировалось изображение звезд и комет. На крыше школы стоял телескоп.

А еще путешествия, которыми Дориан Михайлович «заразил» всех – и педагогов, и ребят.

– В те годы в школе существовал морской музей. Здесь были Иван Папанин и участники экспедиции Дмитрия и Матвея Шпаро, проводила заседания Академия географических наук, – продолжает Сергей Гайдамак.

Вместе с Дорианом Романовым они вдвоем отправились в поход на острова в Кандалакшском проливе на Белом море. Чуть не погибли во время пятибалльного шторма, перевернувшего их лодку. Встречались с волками и медведями и, может быть, еще страшнее, лихими людьми – тамошними браконьерами. Даже те удивились смелости наших земляков, решившихся вдвоем отправиться в эти суровые края.

– Мы прокладывали маршрут будущей поисковой экспедиции, искали старые скиты, чтобы затем привести туда ребят, – вспоминает учитель. – Конечно, то была отчаянная смелость, ведь целая группа – восемь студентов МГУ попросту исчезла в этих краях тогда. Но какие находки мы привезли с Белого моря!

На одном из островов мальчишки яснополянской школы, отправившись порыбачить на местную селедку – беломорочку – принесли потом свой улов завернутым в непонятные листки.

Дориан Михайлович был человеком очень наблюдательным. Ему бросился в глаза явно очень древний возраст бумаг и яркие буквы, сделанные киноварью. Когда листки высушили и начали внимательно изучать, Романов сделал предположение, что перед ними – часть книги «Апостол» первопечатника Ивана Федорова.

Вернувшись домой, находку отдали на экспертизу в МГУ, где подтвердили выводы Дориана Михайловича.

– Сколько их было, разных походов, – с гордостью повествует Сергей Гайдамак. – Переходили хребты Кавказа, много путешествовали по России. Те ребята, что ходили с нами, навсегда «заболели» походами. Теперь это увлечение разделяют уже их выросшие дети.

А Сергей Викторович, как и прежде, начинает урок истории. Сколько раз менялись политика партии и правительства, происходили революционные преобразования. Как успеть за ними исторической науке? Как учителю преподносить меняющиеся идеологические каноны своим ученикам?

– Я всегда считал, что детям надо говорить осмысленную правду о стране, в которой они живут. Да, у нее непростая история, со множеством ошибок и просчетов. Но сейчас, я думаю, Россия вышла на правильный путь. И еще очень важно, чтобы ребята умели работать с первоисточниками, документами. Мы изучаем все социально-экономические преобразования, которые происходят в стране. Очень много внимания уделяем каждой статье Конституции. Воспитывать уважение к законности надо со школьной скамьи, также как толерантность, ненасилие. Чеченские войны, события в Беслане – обо всем этом мы говорим на уроках.

Сергей Гайдамак в своей педагогике – настоящий толстовец. Заинтересовать предметом можно любого ученика, главное найти к нему индивидуальный подход. Малышам он предлагает в игровой форме начать изучение истории Египта. Ну, к примеру, представить, что ты путешествуешь по великой реке Нил от Мемфиса до Фив. Какие трудности ждут тебя в пути, какие достопримечательности можно встретить? И ребята покупают энциклопедии и альбомы об этой стране, находят интересные факты. Все это – самостоятельно. Ну может быть, чуточку с помощью родителей.

Шкафы в кабинете истории забиты макетами, сделанными руками учеников Сергея Гайдамака. Здесь и фигурки римских легионеров, и макеты катапульты, целые замки и крепости.

Со старшеклассниками он проводит круглые столы, где не кончаются жаркие диспуты.

– Конечно, мы проводим и тестирование, уже в 5-6 классах. Таковы сегодняшние требования, – вздыхает учитель. – Поверьте, я не против ЕГЭ, в прошлом году этот экзамен по истории решил сдавать весь мой 11-й класс, чему я только рад. Но ведь механическое заучивание дат – еще не изучение предмета. Необходимо, чтобы человек представлял принципы развития истории, знал основные периоды. И главное, самостоятельно мыслил. А ведь понять, как человек думает можно, только взглянув ему в глаза, послушав, как он излагает свои мысли. Думаю, стоит помимо тестирования, проводить по гуманитарным предметам и устные экзамены.

Среди бывших учеников Сергея Гайдамака 12 стали профессиональными историками. Его нынешние воспитанники успешно участвуют в викторинах и исторических театрализованных постановках, которые проводятся в гимназии, они – активные члены научной организации учащихся и выступают с докладами на областных конференциях, которые проводит музей «Ясная Поляна».

Как память о прежних поколениях – стенды, рассказывающие об истории России с древнейших времен – их ребята делали вместе с Сергеем Викторовичем лет двадцать назад. Меняются эпохи, взгляды, учебники. А в кабинет истории не закрывается дверь – со своими вопросами к учителю забегают его питомцы всех возрастов. И он не торопится домой после уроков.

Книги Сергея Гайдамака

Елена КОРНИЛКОВА
Фото Андрея ТЕТЕРИНА

Понравилась статья? Посоветуйте друзьям:


Тематическая подборка статей:

Комментарии

Перед отправкой ознакомьтесь с правилами размещения комментариев!