Стресс на рабочем месте: коллективный вызов

Отдел охраны труда «Щекиноазот» о психическом здоровье работников

21.04.2016 г. / Прочитано 393 / 6 комментариев

Отдел охраны труда «Щекиноазот» о психическом здоровье работниковТакова тема Всемирного дня охраны труда в 2016 году. Данное мероприятие проводится ежегодно 28 апреля по инициативе Международной организации труда (МОТ) и призвано способствовать предупреждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Его цель – обратить внимание сообщества на новейшие тенденции в области охраны труда и на то, как формирование и продвижение культуры охраны труда может помочь сократить число связанных с работой травм и несчастных случаев со смертельным исходом.

 

Психосоциальные риски

Им в последние годы во всем мире подвергаются все больше работников предприятий и компаний – из-за перемен в организации труда и в трудовых отношениях, из-за ненадежных условий занятости и усиления напряженности современной трудовой жизни. Вследствие этого становится все труднее достигать гармоничного и благоприятного для здоровья баланса между работой и семейной жизнью.

Психосоциальные риски связаны с тем, как организуется работа и определяется ее объем, и могут приводить к таким последствиям, как производственный стресс, чувство беспокойства и тревоги, депрессия и другие нарушения психического здоровья.

К охране психического здоровья работников требуется комплексный подход, который отходит от традиционных усилий в этой области и предполагает переход на новые эффективные методы, связанные с использованием как индивидуальных, так и коллективных мер.

Как полагает МОТ, охрана психического здоровья на рабочем месте более эффективна, если главное место в ней занимают стратегии профилактики. Гигиена труда и пропаганда здорового образа жизни способствуют улучшению психического здоровья и благополучию работающих мужчин и женщин и помогают снизить риск расстройств. Все это предполагает осуществление такой деятельности в области охраны труда, которая обеспечивает охрану здоровья работников посредством оценки психосоциальных рисков и управления ими в целях профилактики связанных с работой психических заболеваний.

Международная организация здоровья причисляет стресс к главным заболеваниям, угрожающим здоровью человека в XXI веке. В России, по данным аналитиков, у каждого четвертого сотрудника (23%) наблюдаются пять и более признаков депрессии. Всего 14% по-настоящему вовлечены в работу и только 12% демонстрируют в целом оптимистический настрой. Тревожный показатель: 92% участников исследования признали, что их психологическое состояние определяют именно результаты работы, а не внутренние ресурсы, такие как, например, уверенность в своих силах.

Еще большую тревогу вызывает тот факт, что, по сведениям Института персонала и развития в России стресс стал самой распространенной причиной, по которой человек теряет работоспособность на долгое время.

 

Где ты, счастье?

Согласно исследованиям, проблемы на работе приводят к болезням чаще, чем любые другие стрессовые факторы, даже такие, как финансовые или семейные неурядицы. Стрессовые воздействия могут стать и причинами опасных ситуаций и несчастных случаев на производстве и наоборот, чем более счастливыми чувствуют себя сотрудники компаний, тем более эффективно они работают и тем выше прибыль работодателя.

Определить суть счастья, конечно же, достаточно сложно. Поэтому, в рамках исследования, «счастливым» считался тот работающий, который проявляет позитивные эмоции (такие, как хорошее настроение и интерес к своему делу) и не проявляет эмоций негативных (таких, как апатия и грусть).

Исследование показало, что «счастливые» сотрудники работают лучше «несчастных»: они быстрее и правильней принимают решения, поддерживают лучшие отношения с остальными членами коллектива. Для компании наличие «счастливых» сотрудников также крайне выгодно: производительность труда «счастливцев» на 10-25% выше, чем «несчастливцев».

Итак, счастливые сотрудники необходимы для успеха компании.

 

Стабильность – не гарантия счастья

Особую остроту вопрос стресса на рабочем месте приобретает во время кризиса. Однако, как выяснилось, стабильная экономическая ситуация не гарантирует отсутствие стресса у персонала. Наиболее частыми его причинами, согласно статистике, становятся перегрузки на работе, стиль управления руководства и домашние проблемы. Около 60% людей, например, боятся своих руководителей, особенно если их начальство слишком авторитарно и не дает никакой поддержки.

Отсутствие поощрений, расплывчатые границы обязанностей и полномочий также негативно сказываются на нервной системе сотрудников.

Еще один фактор стресса – это низкий уровень увлеченности. Если человеку не нравится его работа, если она не вызывает интереса, то это приводит к постоянному недовольству и накоплению отрицательных переживаний. Рутинная работа тоже может стать источником стресса, так же, как и проблемы с коммуникацией. Если у кого-то не ладятся отношения с другими сотрудниками, это приводит к дискомфорту и напряжению для всех. Из личных факторов наиболее значимыми являются низкий уровень стрессоустойчивости, перфекционизм, холерический темперамент, плохая адаптация, а также проблемы в других сферах жизни, которые человек переносит на работу.

Также могут привести к стрессу в организации плохое освещение помещения, шумы, некачественная вентиляция, неудобное рабочее место.

 

Цепная реакция

Ситуацию в офисе или в любом другом коллективе усугубляет то, что, как выяснили психологи, сотрудники заражаются друг от друга стрессом так же, как гриппом. Плохое настроение одного из работников моментально распространяется на других. В результате окружающие становятся жертвами так называемого «вторичного стресса». Оказывается, люди способны впитывать эмоциональные флюиды подобно губкам. Наполнившись чужими ощущениями, они начинают не только мыслить негативно, но и выражать полученный со стороны стресс с помощью языка тела, меняя осанку, походку и выражение лица. Так получается замкнутый круг: стресс может бесконечно перекочевывать от одних сотрудников к другим.

 

Варианты решения проблемы

Пути избавления от стресса на рабочем месте в ОАО «Щекиноазот» я вижу следующие.

Руководители всех уровней должны занять активную позицию в заботе о душевном и физическом состоянии своих подчиненных; понимать, что происходит в коллективе в целом и с каждым человеком в отдельности, наладить регулярную позитивную обратную связь, обсуждение сложностей в коллективе; быть открытыми и доступными для общения с сотрудниками. Следует строить отношения так, чтобы у людей возникало желание обратиться к руководителю в сложной ситуации.

Все это чрезвычайно важно для снижения уровня стресса на рабочем месте. Руководитель должен нести ответственность за свое поведение в коммуникациях с сотрудниками, за эмоциональное состояние своей команды.

Мы все вместе должны разобраться, как нам сформировать культуру управления стрессом на рабочем месте, как минимизировать его воздействие, создать благоприятный климат в коллективе.

 

Охрана труда требует средств

Проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах также позволяет выявить, где необходимо выполнить мероприятия по улучшению условий труда. Эта работа в цехах и производствах «Азота» проводится ежегодно и планомерно. Предприятие с каждым годом вкладывает в сферу охраны труда все больше и больше средств. Так, затраты по статье «Улучшение условий труда» составили в 2015 году – 47 065 232 руб (в 2014 – 35 271 475 руб.). ОАО «Щекиноазот» проводит специальную оценку условий труда, обеспечивает необходимое количество средств коллективной и индивидуальной защиты, проводит обучение нормам охраны труда и промышленной безопасности, организует периодические медосмотры работников и множество других мероприятий.

Валерий САФРОНОВ, начальник ООТиТБ

Понравилась статья? Посоветуйте друзьям:


Тематическая подборка статей:

Комментарии комментариев 6

  • Дон Карлеоне - 24.04.2016 в 18:18

    а зарплату не пробовали поднять?не в деньгах счастье)))

  • REMIX - 24.04.2016 в 19:27

    — Сам понял, что написал?

  • т - 25.04.2016 в 11:52

    да нафиг нам зарплаты? мы же привыкли за спасибо работать, пусть господа начальники себе зарплату повышают, а то вдруг их животы станут меньше и перестанут натирать руль их ланд крузеров, а мы крысы перебьемся Ролтоном

  • Opolchenec - 26.04.2016 в 11:05

    Весь стресс из за охраны!Очень много этим гандонам полномочий дали!

  • кОпитан ГруздЁф - 26.04.2016 в 13:50

    Ага, эти охраннички аж засветились в стоп-хаме

  • т - 26.04.2016 в 16:45

    геи они все

Перед отправкой ознакомьтесь с правилами размещения комментариев!