Родной чужой ребенок

Что делать, если ребенок не слушается

04.12.2013 г. / Прочитано 1554 / Комментариев нет

Моему сыну – 8 лет. Часто он ведет себя из рук вон плохо, кричит, не слушается, дерзит. Приходится делать ему замечания, порой – ругать. А последнее время мальчик стал совсем неуправляемым. Поймала его на лжи. Но иногда, например, с дедушкой, он спокоен и мил. Я и сама стала нервная, раздражительная.

Не знаю, что мне делать. Вроде родной сын, а будто чужой. Не могу найти к нему ключик…

Елена

 

Консультирует специалист по социальной работе областного социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Искра» Жанна Паршина:

– Постарайтесь, самое главное, успокоится и собраться с мыслями.

Одним из самых простых и доступных способов узнать своего ребенка является наблюдение. Очень важно понаблюдать за тем, как ребенок ведет себя дома, у бабушки, с детьми во дворе. Если каждый раз вы видите другого ребенка, стоит подумать о причинах.

Если ваш ребенок ведет себя, на ваш взгляд, неприемлемо, постарайтесь спокойно подойти к решению этой проблемы. Не ищите быстрых, лежащих на поверхности ответов и, тем более, не торопитесь принимать решительные меры. Постарайтесь поговорить с ним. Это сложно. Даже взрослые с трудом могут выразить словами, что они чувствуют в той или иной ситуации. И, тем не менее, чем раньше вы научите ребенка «озвучивать» свои чувства («Я боюсь», «Мне тревожно», «Я его ненавижу»), тем легче вам станет понимать мотивы его поступков.

Если ваш ребенок ведет себя несоответственно вашим ожиданиям. Плохо выполняет какую-то работу, не слушается, дерзит, обманывает вас. Что же делать?

Прежде всего, не переходите на оценку его личности: «Ты ленивый, неряха, бездельник, неловкий». Ребенок обидится вместо того, чтобы подумать о том, что он сделал не так, в чем его ошибка, почему вы недовольны его поведением.

Не торопитесь с обобщением: «Ты опять не убрал игрушки», «Ты как всегда оделся позже всех», «Вечно ты опаздываешь». В каждом обобщении скрыта ложь, с обидой воспринимаемая ребенком. И правда, не всегда он одевается медленнее других, да и опаздывает не вечно. Как это ни странно, любое обвинение, даже если оно справедливо, даже если и ребенок это понимает, неконструктивно.

Ребенок должен почувствовать, что вы недовольны именно его поведением, а не им самим, что вы отделяете отношение к нему, как к человеку, от отношения к его поступку.

Старайтесь больше хвалить своего ребенка, чем ругать. Даже если повод совершенно незначительный. Это важно для самоутверждения ребенка.

Не забывайте время от времени просто говорить ребенку: «Ты молодец», «Ты у меня самый умный», «Ты самая красивая». Для нормального развития ребенку нужна как «условная» любовь: «Я люблю тебя потому, что ты такой умный, добрый, быстрый, ловкий и т.д.», так и «безусловная»: «Я люблю тебя просто за то, что ты есть».

Устанавливайте понятные для ребенка правила поведения.

Дисциплина и порядок – это не драконовские меры, разборки и наказания, а система, постоянство в требованиях и правилах, единство требований всех членов семьи.

Порядок предусматривает существование определенных правил, которые регулируют жизнь всех членов семьи. Эти правила нигде не написаны, но понятны и разделяются всеми.

Перед тем, как предъявлять к поведению ребенка требования, убедитесь, что они понятны ему так же хорошо, как и вам. Но если уж они установлены, должны строго и всегда соблюдаться и не зависеть от вашего настроения.

Не пугайте детей излишне эмоциональными реакциями. Ребенок не должен бояться родителей. Страх очень плохой мотив для «правильных» поступков. Ребенок никогда не научится регулировать свое поведение, а будет делать все возможное, чтобы избежать наказания – обманывать, скрывать, выкручиваться.

Понравилась статья? Посоветуйте друзьям:


Тематическая подборка статей:

Комментарии

Перед отправкой ознакомьтесь с правилами размещения комментариев!