Светлый праздник

Праздник Пасхи

22.04.2011 г. / Прочитано 617 / Комментариев нет

ПравославнаяВ последнее время все больше людей пытаются соблюдать Великий пост. Причем эта тенденция приобретает окраску моды, в газетах печатают всевозможные кулинарные изыски, интервью знаменитостей, которые поголовно «садятся» на постную диету. За всей этой внешностью теряется смысл самого поста и его цель – подготовка к Пасхе, Светлому Христову Воскресению.

«Постом очистившись, на гору

добродетелей взойдем»

из великопостного богослужения

Когда Церковь была еще молода, в ней существовала практика подготовки к принятию Таинства Крещения. Само Таинство совершалось накануне Пасхи в Великую Субботу. Крестились как правило люди уже взрослые, поэтому в течение сорока дней происходило их оглашение, то есть наставление в основах веры, в которую они собирались креститься, при этом над ними читались специальные молитвы, а они все это время держали пост. Уже крещеные христиане также, в знак солидарности, постились с оглашенными.

С течением времени христианство стало повсеместным, и крестить стали в младенческом возрасте, ребенок возрастал и все постигал в семье. Пост постепенно превратился в период, когда христианин откладывает все земные попечения и устремляет все свои силы на покаяние о грехах, глубокий самоанализ и соединение с Богом через усердную молитву. Цель – достойно подготовиться к Пасхе, очищенным от грехов и страстей радостно встретить и впустить в свое сердце Христа воскресшего.

Что же такое пост? Воздержание от употребления мясной и молочной пищи, а также умеренное потребление и в пище растительной, основная цель которого получить физическую легкость для главного – молитвы, потому что пост без молитвы это всего лишь диета. «Сытое брюхо к молитве глухо», – говорили наши предки.

Как же молиться? Об этом позаботилась Православная Церковь, богослужение которой – настоящий кладезь мудрости и сокровищница духовная. Еще за три недели до начала поста Церковь приготовляет верующих евангельским повествованием о мытаре и фарисее, обличая гордость, надменность и самонадеянность в деле спасения своей души, и показывает истинный путь – сокрушенное покаяние и глубокое смирение: «Боже, милостив будь ко мне грешному». Вторая подготовительная неделя вспоминает притчу о блудном сыне, показывая, что как далеко бы человек не ушел от Бога, ему всегда открыта дорога назад, где его с радостью ждет Отец Небесный. Последняя подготовительная неделя носит название «О Страшном Суде», в евангелии вспоминается будущий суд Божий над всем человечеством. Достойны Царствия Небесного те, кто служил своему ближнему во имя Христово, одевал раздетых, кормил голодных, посещал больных. По этому поводу вспоминаются слова святого Иоанна Златоуста: когда постишься, рассчитай, сколько ты сэкономил денег, вкушая постную пищу и разницу отдай неимущему, тогда это будет истинный пост.

Начинается пост. Богослужения, которые совершаются только в это время, пронизаны глубоким чувством покаяния. Всем православным христианам желательно по возможности посещать эти будничные постовые службы, потому что в них можно найти все, что требуется для молитвы и покаяния. Первое же воскресенье поста носит название – Торжества Православия. Невозможно спастись, не пребывая в истинной вере, а истинная вера – это Православие. Второе воскресенье посвящено святому Григорию Паламе, суть учения которого заключалась в необходимости постоянной молитвы, посредством которой Дух Святой входит в человека. Третье воскресенье поста называется неделей Крестопоклонной. Крест – это оружие нашего спасения. Умерев на кресте за наши грехи, Господь Иисус Христос своей смертью искупил наши грехи. Четвертое воскресенье поста вспоминает преподобного Иоанна Лествичника, синайского монаха, составившего книгу «Лествица», в которой в виде лестницы показаны ступени духовного возрастания человека.

Пятое воскресенье повествует нам о Марии Египетской. Святая Мария была блудницей, но раскаявшись в своих грехах она оставила мир и прожила сорок лет в пустыне, достигнув величайшей святости.

Шестое воскресенье посвящено уже ближайшему событию к Пасхе – Входу Господню в Иерусалим. Евангелие сообщает нам, что когда Христос въезжал в Иерусалим, народ радостно встречал его, но этот же народ через пять дней уже кричал: «Распни его». Суровое предостережение всем нам, ибо вести христианский образ жизни надо всегда и везде, а не только в пост, потому что согрешая, мы вновь и вновь распинаем Христа на Кресте нашими грехами.

И вот наконец приходит долгожданный день – Светлое Христово Воскресение, и если мы истинно подготовились постом, молитвой, исповедью и причастием к встрече со Христом, то для нас это будет истинная Пасха и Радость из радостей, а не очередной гастрономический праздник с творогом и крашеными яйцами.

Андрей КРОПОТОВ

Фото Геннадия ОГАРЕВА

Щекинский Химик №15 от 22.04.2011

Понравилась статья? Посоветуйте друзьям:


Тематическая подборка статей:

Комментарии

Перед отправкой ознакомьтесь с правилами размещения комментариев!