REACH: Сохраняя позиции

Введение Европейского регламента REACH на Щекиноазот

14.04.2012 г. / Прочитано 419 / Комментариев нет

Промышленная площадка ОАО «Щекиноазот»Несколько лет назад в России впервые услышали о вступившем в силу Европейском регламенте REACH, целью которого, по словам разработчиков, является упрощение и улучшение прежней законодательной базы относительно использования химических веществ в странах ЕС. Действие нового регламента распространяется на все вещества: не только на химические вещества, используемые в промышленности, но и на те, которые встречаются в нашей повседневной жизни: средства для уборки, краски, одежда, мебель, электрические приборы.

Новый регламент Европейского парламента и Совета Европейского Союза по Регистрации, Оценке, Разрешению и Ограничению химических веществ (REACH) вступил в силу с 1 июня 2007 года, рассказывает руководитель рабочей группы по проекту REACH Екатерина Цястусь.

Целью регламента, помимо улучшения защиты здоровья людей и окружающей среды от угроз, которые могут вызываться химическими веществами, и продвижения альтернативных методов оценки опасности веществ, является и повышение конкурентоспособности химической промышленности ЕС. По сути, новый Регламент – и это его отличительная черта – является торговым барьером для размещения химической продукции на рынке ЕС. Он затрагивает не только европейских производителей, но и всех производителей в мире, поставляющих химические вещества и даже изделия на территорию Европы. Один из основных принципов REACH: за все отвечает и платит производитель.

С одной стороны, регламент REACH заменяет собой огромное количество нормативных документов и директив, существовавших до него в Евросоюзе для различных групп веществ, с другой стороны, вступление нового закона в силу потребовало от участников рынка конкретных действий. Невыполнение требований регламента или несоблюдение установленных сроков означало потерю рынка сбыта. Так, в соответствии с регламентом, был учрежден новый институт – Европейское химическое агентство – занимающийся вопросами регистрационных процедур. В составе агентства работают эксперты из всех областей: юристы, химики, биологи, микробиологи, токсикологи, экологи и многие другие.

Какие же действия должен осуществить производитель, чтобы выполнить требования регламента?

Во-первых, производитель, находящийся вне территории ЕС, самостоятельно представлять свои интересы не может. Регламентом предусмотрено несколько механизмов: с участием импортера продукта на территории ЕС, филиала предприятия в ЕС или сторонней организации, оказывающей услуги по представлению компании-нерезидента в ЕС, так называемый «Индивидуальный Представитель».

Во-вторых, вступив в законную силу, регламент предусматривал несколько этапов для выполнения всех предписанных требований. В первую очередь это касалось веществ, поставлявшихся на рынок Европы в момент вступления регламента в силу, в том числе и продуктов производства ОАО «Щекиноазот». Такие вещества имели статус «постепенно вводимых», и для них была предусмотрена процедура предварительной регистрации. Для прохождения этой процедуры компании-нерезиденту достаточно было иметь официального представителя на территории ЕС и подготовить досье по веществам на основании их существующих паспортов безопасности. После принятия и рассмотрения досье Европейским химическим агентством, присваивался индивидуальный номер предварительной регистрации для каждого вещества каждого производителя. Фактически предварительная регистрация означала официально подтвержденное намерение пройти процедуру регистрации, предписанную регламентом.

Процедура регистрации весьма дорогостоящая, предприятию приходится оплачивать не только регистрационные взносы, размер которых определен в регламенте, но и расходы по подготовке регистрационного досье, которое содержит всеобъемлющую информацию о степени воздействия вещества на здоровье человека, его репродуктивные способности, изменения на генетическом уровне, а также угрозы и влияния на окружающую среду. Любая информация, представленная в досье, должна подтверждаться результатами лабораторных исследований. Кроме того, для российских компаний был еще один сюрприз: регламент предписывал осуществить экспериментально подтвержденную идентификацию вещества, то есть, надо было доказать, что, например, метанол производства «Щекиноазот» является метанолом в действительности, причем сделать это нужно было теми методами, которые предписывал регламент, и которые не соответствовали методикам, используемым на предприятиях. Приходилось искать лабораторию, отправлять образцы, ждать результатов… Иногда образцы продукции отправлялись в Европу.

Для ОАО «Щекиноазот» сохранение позиций на Европейском рынке – приоритетная задача, поэтому на момент вступления регламента REACH в силу уже была создана рабочая группа и предпринимались конкретные действия. Собственно, существовало два варианта: либо создание филиала компании на территории Европы, либо назначение «Индивидуального Представителя». Первый вариант избрали некоторые российские гиганты. Компания «Щекиноазот», после проведения всестороннего анализа, приняла решение назначить «Индивидуального Представителя» – финскую компанию REACHLaw. В 2008 году в установленные сроки была успешно завершена предварительная регистрация целого ряда веществ. Компания REACHLaw оказывает огромную помощь, консультируя по вопросам, касающимся регистрации веществ и выполнения требований регламента. Например, подбор аналитических исследований для достоверной идентификации вещества проводится специалистами «Щекиноазот» только после такой консультации. Благодаря тесному сотрудничеству удалось своевременно зарегистрировать все вещества, срок регистрации которых наступал в конце 2010 года, все крупнотоннажные продукты, в том числе метанол, сульфат аммония, аммиак. Кроме того, был зарегистрирован капролактам – из-за поставок в Европу полимера или инженерных пластиков на основе полиамида. А также подвергся регистрации и формальдегид, который входит в состав карбамидоформальдегидного концентрата, перерабатываемого нашими партнерами в смолу, частично поступающую на европейский рынок… Смола, по терминологии REACH, является полимером, каждый из мономеров, входящих в его состав, должен быть зарегистрирован.

Сегодня, зарегистрировано еще одно вещество – циклогексан. Учитывая некую потенциальную возможность его поставок в Европу, было принято решение осуществить регистрационные процедуры. Циклогексан – новое для европейского рынка вещество производства «Щекиноазот», процедура предварительной регистрации для него не предусмотрена, но для начала регистрационных процедур необходимо было получение разрешения на регистрацию от Европейского химического агентства. Для этого было подготовлено специальное досье и заявка, которые были рассмотрены, после чего было получено официальное разрешение на регистрацию. Следует отметить, что в случае получения разрешения на регистрацию регламентом не устанавливаются сроки рассмотрения документов, то есть формально получать разрешение на регистрацию можно и в течение нескольких лет. В случае «Щекиноазот» с участием «Индивидуального Представителя» все произошло значительно быстрее. Регистрация успешно завершена, получен регистрационный номер.

В Европе на сегодняшний существует и работает механизм контроля и принудительного исполнения требований данных регламентов. Учреждены специальные комиссии, которые осуществляют регулярные проверки по соответствию используемых химических веществ требованиям регламента, после чего соответствующий отчет предоставляется и в Европейское химическое агентство. К слову, в странах ЕС предусмотрены весьма суровые наказания для нарушителей – в первую очередь импортеров незарегистрированных веществ – от существенных штрафов до уголовной ответственности руководителя предприятия или физического лица. Известно уже немало случаев нареканий, несоответствий, чаще всего это касалось несоответствий в оформлении паспортов безопасности веществ нового образца. К компании «Щекиноазот» пока никаких замечаний не было, отмечает Екатерина Цястусь. Но надо не забывать, что в перспективе у предприятий компании новые проекты и новые продукты, которые потребуют получения регистрационного номера. Без него продукция компании не сможет пересечь европейскую границу. В компании продолжается работа по выполнению требований REACH, и это – приоритетная задача для сохранения и дальнейшего развития рынков сбыта.

Марта БЛОХИНА

Понравилась статья? Посоветуйте друзьям:

Комментарии

Перед отправкой ознакомьтесь с правилами размещения комментариев!