Быть наставником – быть педагогом

В ОАО «Щекиноазот» проводится обучение сотрудников основам педагогических знаний

08.11.2019 г. / Прочитано 324 / 3 комментария

На занятиях – инструкторы производственного обучения ОАО «Щекиноазот»

В ОАО «Щекиноазот» проводится обучение сотрудников основам педагогических знаний. На занятиях – аппаратчики и слесари, машинисты и лаборанты, ремонтники и киповцы… Разного возраста, молодые и средних лет, с самым разным жизненным и профессиональным опытом. Есть общее, мощное объединяющее начало, помимо одного коллектива компании, где все они трудятся, – каждый является наставником, инструктором производственного обучения. Каждый из них – мастер в своем деле, и на него возложена важная и ответственная миссия – подготовить такого же профессионала, как и он сам.

К то-то из них, по молодости лет, только становится на путь наставничества. Кто-то – успел за свою трудовую биографию подготовить десятки стажеров… И вот они, распределенные по группам, собираются в отделе технического обучения и подготовки кадров и учатся. Постигают азы науки педагогики. По специальной программе, которая называется: «Основы педагогических знаний для инструкторов производственного обучения». Ее проводят специалисты Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого, рассказала начальник ОТО и ПК Людмила Прохорова.

Доцент кафедры педагогики ТГПУ им. Л.Н. Толстого Олег Чукаев

– Реалии таковы, что мы имеем возможность принимать уже готовых, квалифицированных рабочих далеко не по всем интересующим нас профессиям. Большинству из них сегодня не учат в колледжах, и мы обучаем здесь же, на рабочем месте, прежде, чем предоставить допуск на самостоятельную работу.

Роль наставников в этом процессе огромна, ведь каждому стажеру положено иметь своего инструктора производственного обучения, который занимается с ним индивидуально.

И каждый стажер берет пример, в первую очередь, со своего наставника, тот для него – образец во всем. Вот почему еще эта роль так ответственна и важна!

Обучение может продолжаться от одного до шести месяцев, а ведь, помимо этого, наставник должен продолжать в полном объеме выполнять свои непосредственные производственные обязанности – аппаратчика, машиниста, лаборанта и т.д. Понятно, какова нагрузка на этих людей. Тем важнее для них владеть профессиональными педагогическими навыками, ведь каждый ученик – это новая история…

И тем ценнее проводимые здесь коллективом ТГПУ им. Л. Н. Толстого под руководством Екатерины Ромашиной занятия. Особенно необходимо отметить неформальный подход педагогов к делу, погружение в специфику нашего предприятия, учет особенностей аудитории, за что мы им очень благодарны.

Екатерина Ромашина

Автор программы – доктор педагогических наук, профессор, декан факультета искусств, социальных и гуманитарных наук Екатерина Ромашина:

– Обучение взрослых – всегда непростая задача. Перед тобой люди, которые обладают профессиональным и социальным опытом, многое знают и умеют. Слушатели курсов – наставники молодых рабочих, по сути, педагоги, имеющие учеников. Мы старались быть полезными им, помочь осознать, понять, систематизировать накопившийся педагогический опыт. Какие личностные особенности человека важно учитывать в процессе обучения; как структурировать знания, умения и навыки; какие образовательные средства есть в арсенале инструктора; как проверить, добился ли ты результата, – эти и другие вопросы мы задавали друг другу и искали на них ответы в совместной работе. Очень здорово, что слушатели курсов делились своими проблемами и удачными решениями, рассказывали о «трудных» учениках и своих педагогических находках. Надеемся, программа оказалась интересной и важной.

Светлана Митрохина

Светлана Митрохина, доктор педагогических наук, заведующая кафедрой педагогики, дисциплин и методик начального образования:

– Курсы повышения квалификации для сотрудников компании «Щекиноазот» стали для нас, преподавателей Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого, новой ступенькой профессионального роста. Обучать высококвалифицированных специалистов и руководителей различных структурных подразделений компании основам педагогического мастерства, технологиям индивидуального обучения, техникам делового общения, современным методам диагностики усвоения профессиональных умений и навыков нам приходится впервые, и это обогащает наш профессиональный опыт.

Реализация данной программы позволила нам приобрести умение интерактивных занятий с группой слушателей разных возрастных категорий, разных профессий и опыта. Занятия помогли нам понять специфику профессиональных умений и навыков, важных для слушателей курсов.

Работа со слушателями оставила только положительные впечатления. Занятия проходили в доброжелательной атмосфере. Слушатели были активны и заинтересованы.

Спасибо компании «Щекиноазот» за организацию такой формы делового общения между нашими организациями, которая служит профессиональному обогащению всех участников данной программы.

Татьяна Пономарева

Татьяна Пономарева, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой педагогики:

– Наставник, имеющий ученика, уже занимается педагогической деятельностью, хотя это для него – дополнительная сфера. Передать свой опыт – тоже надо уметь, то есть, владеть навыками коммуникации, умением поэтапно передавать знания, формировать у ученика профессиональные навыки. Все это – педагогика, направленная на эффективную передачу практических знаний от наставника к стажеру. Этому мы и учим производственников в ОАО «Щекиноазот». Для нас такая аудитория – новая возрастная категория, так как мы привычны к студенческой, но никакого дискофморта нет, слушатели идут на контакт, задают вопросы. Люди здесь отличаются открытостью к новым знаниям. Готовых рецептов для каждой ситуации из всего их многообразия, конечно, нет. Но в совместном обсуждении рождаются варианты решений. Безусловно, жизненный и профессиональный опыт большинства наставников, пройденные ими социальные ситуации, привели их – пусть интуитивно! – к верным решениям. Педагоги лишь помогают подвести под эти практические действия ту теоретическую базу, которая будет служить в дальнейшем, систематизировать имеющийся опыт. А он у наставников – богатейший.

Олег Чукаев

Олег Чукаев, доцент кафедры педагогики ТГПУ им. Л.Н. Толстого:

– Здесь мы работаем с исключительно благодарной аудиторией, мы чувствуем ответную реакцию слушателей, и все наши энергозатраты окупаются сторицей… Мы искренне называем их коллегами, потому что все они, наставники, не по должности, а по сути – педагоги. Безусловно, в кратком курсе, который мы им преподаем, – лишь азы, мы не можем охватить всех проблем. Многое им интуитивно понятно, что-то в своих действиях они теперь оценивают иначе, основываясь на знаниях, которые мы им преподаем. Должен заметить, что здесь работать исключительно комфортно, нас встречают в компании «Щекиноазот», как дорогих гостей. Проводим занятия уже не с первой группой и всякий раз отмечаем всестороннюю прекрасную организацию, в том числе, – и техническую, оборудование здесь отличное. Так что мы готовы и дальше продолжать работу с коллективом щекинских химиков, большое спасибо им за гостеприимство.

Геннадий Матюхин

Геннадий Матюхин, старший аппаратчик воздухоразделения в кислородном цехе:

– Опыт наставничества у меня пока не слишком велик. Стажировал одного ученика, считаю, довольно успешно. Человек сдал экзамен на профессию аппаратчика воздухоразделения 5 разряда, получил допуск на самостоятельную работу. А уж далее у каждого своя трудовая биография – в собственных руках. Первый, самый важный шаг на производстве я как наставник ему помог сделать. Сейчас проходим программу обучения по основам педагогических знаний, с нами занимаются серьезные педагоги. Считаю, очень полезная программа.

Светлана Крымская

Светлана Крымская, машинист расфасовочно-упаковочных машин цеха сульфата аммония:

– Я рада, что попала сюда на занятия, это правда! Здесь так интересно, преподаватели рассказывают доступным языком, так что все сложное сразу становится понятным. И это важно, чтобы лучше обучать молодежь, которая приходит в цех. А молодежи приходит много, и она хочет работать, так что учить необходимо, и главное – делать это правильно!

Андрей Рудкин

Андрей Рудкин, аппаратчик 6 разряда синтеза формалина, цех уротропина и КФК:

– Когда в цех приходят молодые работники, к ним прикрепляют наставника. А чтобы наставник грамотно передавал опыт ученику, на предприятии организовано обучение основам педагогики. Оно длится для каждой группы обучающихся всего два дня.

Но эти два дня, я считаю, очень полезны. Лекции и практические занятия позволяют в дальнейшем правильно сконструировать процесс обучения ученика, расставить приоритеты. Мы учимся, как необходимо общаться, чтобы полнее и качественнее донести знания. Учиться мне было комфортно, аудитория – своя, педагоги очень доступно объясняют. Задания – весьма полезные, помогут в будущем и в работе наставника, думаю, что пригодятся мне и в карьерном росте. Не ожидал, что здесь будет так интересно, очень рад, что участвовал в программе. Спасибо, что компания позаботилась дать такую возможность!

5 ноября очередной поток курсов повышения квалификации по теме: «Основы педагогических знаний для инструкторов производственного обучения» завершился. По общему мнению, сотрудничество производственников и педагогов оказалось эффективным и взаимовыгодным в профессиональном плане.

Марта БЛОХИНА
Фото Андрея ТЕТЕРИНА

Понравилась статья? Посоветуйте друзьям:


Тематическая подборка статей:

Комментарии комментария 3

  • Сергей - 08.11.2019 в 16:26

    А что делать, если меня наставник плохому учит?

  • Алексей - 08.11.2019 в 17:44

    Опять разной фигнёй людей от работы отрывают.

  • РАЯ - 11.11.2019 в 08:40

    узко мыслишь

Перед отправкой ознакомьтесь с правилами размещения комментариев!