Метанол – сердце Щекиноазот

15.04.2011 г. / Прочитано 2150 / 3 комментария

Производство метанола ЩекиноазотПроизводству метанола ОАО «Щекиноазот» исполнилось сорок пять лет. С некоторых пор его стали именовать действующим или «старым метанолом». На промышленной площадке предприятия началось строительство новой установки по выпуску данного продукта. Сегодня установка официально вошла в состав производства метанола, которое, с выходом М-450 на стабильный режим работы, ожидают значительные перемены. Потому сорокапятилетний юбилей, встречаемый на рубеже новой эпохи, – не только традиционное для очередной вехи в истории предприятия подведение итогов. Это и начало отсчета новой истории производства, да и всего «Азота» в целом, – убежден начальник подразделения Александр Серегин.

Метанол на химкомбинате получен 17 марта 1966 года, когда была включена в эксплуатацию первая очередь производства под высоким давлением. Спустя десять лет добавили агрегат синтеза М-100 с проектной мощностью 140 тысяч тонн метанола в год, и общая производственная мощность достигла цифры 360 тысяч тонн. Щекинский «Азот» в своей биографии повторяет историю многих промышленных предприятий России. Во времена плановой советской экономики это была стабильная работа на постоянных нагрузках. В годы, когда распался Советский Союз, и наступил кризис, производство метанола, как и большинство аналогичных заводов в стране, практически не работало: стояли агрегат М-100, аммиак… В работе оставались лишь две колонны синтеза метанола. Жизнь едва теплилась, и продолжалось это долгие два года.

Наконец, цены на рынке пошли вверх, удалось нагрузить производство, но длился этот период сравнительного благополучия недолго: в конце 90-х снова наступил провал. В памяти большинства то время экономических реформ в стране связано с дефолтом…

Стабильно заработать производство смогло лишь после 2000 года. Были заменены катализаторы, сумели выйти на нормальные нагрузки. К 2006-2007 годам коллективу удалось достичь максимальной мощности: около 380 тысяч тонн в год, перекрыв проектные цифры.

А затем наступил 2008 год. Снова кризис. На это раз мировой…

– Сейчас производство постепенно выходит из трудного состояния, продолжает Александр Владимирович, – но цены на природный газ и энергетику растут, и при существующей технологии себестоимость продукции слишком высока. Единственное спасение для «Щекиноазот» сегодня, как, впрочем, и для всех отечественных химических предприятий – во внедрении современных передовых технологий. Потому строится новая установка – М-450, с объемом выпуска продукта 450 тысяч тонн в год. Ее введение в эксплуатацию позволит значительно снизить себестоимость метанола.

В это же время идет подготовка к строительству водородной установки, после ее введения в действие будет уменьшена себестоимость водорода и аммиака. Себестоимость воздуха, азота и кислорода позволит снизить ведущаяся сегодня модернизация компрессоров в кислородном цехе. Это – дело ближайших лет.

А на М-450 уже готовятся к пуско-наладочным операциям, персонал цеха РТО производства метанола трудится фактически и в действующем, и в строящемся подразделениях. Организовано обучение сотрудников.

Поддержание работоспособности старой установки метанола – не менее важная задача, – подчеркивает начальник производства. После ее остановки технологическая схема претерпит значительные изменения: режим станет иным, и под него тоже предстоит подстроиться. Существует два варианта предстоящих перемен: частичная работа первой очереди метанола на остатке кислорода, вырабатываемого кислородным цехом, и – работа только аммиака и водорода, вообще без метанола. Прояснения ситуации ожидают после того, как М-450 выйдет на стабильный режим работы, возможно, через полгода. Решающую роль сыграет рыночная цена на метанол

А в кислородном цехе сейчас остановлен в ремонт блок разделения воздуха «Кобе Стил». Технические мероприятия, запланированные здесь, помогут подготовиться к моменту включения водородной установки – уменьшить перетоки кислорода в азот, сделав тем самым последний более чистым для обеспечения работоспособности колонн синтеза на смешении «нового» водорода и азота…

Все эти проблемы решаются опытными кадрами, теми, кто знает производство метанола не один десяток лет и дорожит, как любимым детищем. Среди них начальники смен производства метанола Евгений Батманов и Александр Богатов. Сколько сил вложено за это время в производство, в труднейший цех конверсии под давлением, бывший газогенераторный, знают Анатолий Хорошилов и Александр Коняшкин. Таких корифеев, как они, на предприятии все меньше, и большая забота руководства производства в том, чтобы подготовить достойную смену, выбрать среди немалого количества новичков тех, на кого можно будет надеяться завтра…

Озабочен этой проблемой и начальник цеха компрессии Владимир Ковальский. В инструкторы производственного обучения он старается подобрать опытных работников, кто не формально подходит к подготовке кадров, а действительно стремится научить стажера работать. Сегодня частенько приходится это делать с нуля… Из молодых рабочих редко кто откроет специальную литературу по синтезу метанола, а ведь аппаратчику необходимо мыслить самому, не доверяясь слепо объяснениям «понаслышке», – убежден Владимир Алексеевич.

– Хорошо, что среди ветеранов есть такие как Евгений Иванович Звездочкин. Самый знающий и опытнейший аппаратчик газоразделения, он всегда старается вывести молодого аппаратчика на сознательное вмешательство в технологический процесс и точное знание взаимосвязей: поменял один параметр, что получишь в итоге? Должен знать заранее и никогда не ошибаться… Евгений Иванович присутствовал на пуске еще первой очереди метанола и никогда не менял места работы, и даже цеха на родном предприятии – сколько сегодня помнится, Звездочкин всегда был здесь. Ныне Заслуженный ветеран труда, награжденный Почетной грамотой министерства и благодарностями, Евгений Иванович продолжает оставаться преданным заводу. У него, немолодого уже человека, мгновенная реакция, которая не раз выручала на непростом производстве. Пока другие раздумывают, глядя на приборы, соображая, от чего вдруг резко скакнул тот или иной параметр, и что делать, Звездочкин в один миг успевает принять решение, и оно всегда оказывается правильным… Этому учит и молодежь.

Молодым выходцам из цеха компрессии предстоит работать на новой установке М-450, в группе проходящего обучение технологического персонала они составляют примерно половину. Антон Авдохин, Руслан Тюрин, Евгений Аккуратов, Николай Ермолаев – молодые специалисты, на которых надеется завод.

В июне агрегат М-100 будет еще работать, – делится планами начальник цеха, а после его остановки практически весь персонал перейдет работать на М-450.

А в действующем ныне цехе компрессии смены стараются комплектовать так, чтобы соблюсти сочетание опыта и молодости, для обслуживания в дальнейшем оборудования, которое останется в работе после остановки М-100 и, если это произойдет, первой очереди метанола. Остановятся, уточняет Владимир Ковальский, три газовых компрессора, остальные машины будут оставаться в резерве либо в работе: три в схеме производства аммиака, одна в схеме КЦА и одна резервная. С пуском водородной установки будут выведены из эксплуатации машины с короткоцикловой адсорбции.

…Кислородный цех вошел в состав производства метанола в период структурных перемен, связанных с закрытием ряда подразделений, в том числе, производства аммиака, на щекинском «Азоте» во второй половине 80-х годов.

С памятного 1987-го чуть ли не до самого конца 90-х здесь не проводилось существенной модернизации. В 1997 году в эксплуатацию были введены один большой воздушный компрессор К-905 и агрегат КААР-15. С них, пожалуй, в кислородном началась та самая модернизация, которую вложивший в нее немало сил, будучи главным инженером, Владимир Егорович Воликов называл «непрерывной реконструкцией».

Для кислородного цеха это означало дальнейшее расширение производства. Было капитально отремонтировано здание наполнительного отделения, пришедшее к тому времени в негодность, организована заправка огнетушителей углекислотой. (В настоящее время имеются уже две углекислотные станции, баллоны реализуются сторонним потребителям). Шел тогда 2000 год. Вскоре после этого был построен новый воздушный компрессор К-905 №6.

Следующим крупным шагом в истории модернизации цеха была замена старого азотного компрессора «Шкода», работавшего с 1954 года. Древнее оборудование не могло обеспечить производительность и требуемое качество азота, потребляя при этом неимоверное количество электроэнергии. Заменившие его новые «Самсунги» экономят полмегаватта энергии в час, это более четверти того количества, что расходовалось здесь раньше.

На очереди – модернизация четырех воздушных компрессоров К-905. Ее помогает осуществлять петербургская фирма «Энтехмаш». Задача: повышение производительности на 20% при незначительном увеличении расхода электроэнергии. Недавно начали разбирать первый компрессор, ожидают прибытия специалистов. Внутренняя часть компрессора будет практически полностью заменена, детали изготовят в Петербурге. По плану модернизации первый компрессор должен быть пущен в эксплуатацию в августе. Экономия станет явной, когда, по прошествии двух лет, заработают все четыре обновленных воздушных машины.

Прорабатывается вопрос о приобретении нового блока разделения воздуха. Мероприятие весьма дорого, но совершенно необходимо, так как существующие на предприятии японские блоки разделения воздуха, рассчитанные на двадцать лет эксплуатации, отрабатывают уже свой третий срок с 1966 года.

В новом блоке кардинально будет изменена технологическая схема, в которой при отсутствии механизмов переключений, клапанов и прочего потерь воздуха и азота нет в принципе. Не требуется азота для чистки регенераторов, которых нет. Продукты выдаются особой чистоты: кислорода до 99,5%, азота – практически 100%, таких показателей на старом оборудовании достичь невозможно… При введении в эксплуатацию одного нового блока существующие – «Кобе Стил» будут выведены в резерв. Полностью автоматизированный блок разделения, где участие человека сводится лишь к контролю, набирает популярность на предприятиях во всем мире.

Кислородный цех ЩекиноазотА для нового метанола М-450 в кислородном цехе построен и прошел пуско-наладочные работы и обкатку кислородный компрессор «Ман Турбо». Подготовлен персонал. Ждут пусковых операций на площадке М-450.

Преобразуясь таким образом, кислородный цех готов к обслуживанию всех производств, которые действуют сегодня и еще строятся на промышленной площадке «Щекиноазот».

– Мы идем немного впереди, так как должны обеспечить все производства, – говорит начальник кислородного цеха Александр Дорогавцев (на снимке справа). – Для М-450 – новый «Манн Турбо», для поставки подразделениям завода азота – новые компрессоры. Есть компрессор для обеспечения производства капролактама кислородом, предстоит приобрести еще один – в резерв…

В кислородном, который всегда образно называли «сердцем завода», в коллективе десятилетиями сохраняется свой, особый микроклимат. На редко появляющиеся здесь вакансии предпочитают принимать молодых людей из семей работников цеха. Так, говорят, человек больше ощущает ответственность. Здесь ветераны всегда готовы отдавать знания, помогая растить специалистов, с начального разряда – к вершинам мастерства. Постепенно, с воздушных компрессоров, машинист переходит на кислородный, становится аппаратчиком. И четвертый разряд, с которого начинал молодой человек на месте машиниста, постепенно превращается в шестой на месте аппаратчика. Растет, соответственно, и зарплата. Для учебы здесь создают максимум условий. Конечно, некоторые уходят, те, что, как правило, вообще не находят себя на производстве. Другие остаются, реализуют себя в профессиональном плане. Десять работников цеха сегодня обучаются в вузах, техникумах. По направлению в Ивановском университете учатся три сотрудника – кадровый резерв и будущая смена руководителям цеха. Евгений Моторин, например, уже способен работать самостоятельно и подменить мастера. А ветераны… Что ж, в этом цехе они всегда готовы поддержать под крыло молодых, едва оперившихся. Известны многим на «Азоте» имена Владимира Шумилова, Василия Медведева, Виктора Кудрявцева, Александра Кирюхина, Нины Канарейкиной, Нины Мелиховой.

Обучением ребят заняты и заместители начальника цеха. На «Самсунгах» – Андрей Маковей. Юрий Сувязов, принимая непосредственное участие в монтаже кислородного компрессора «Манн Турбо», буквально от нуля до пуска, занимался и с будущими машинистами, кому предстоит обслуживать новое оборудование. Каждый из пятерых машинистов был закреплен за пуско-наладчиком из Швейцарии и под присмотром Юрия Ивановича участвовал в процессе пуска и обслуживания компрессора и градирни, устраняли неизбежные неполадки, выискивали даже недостатки проекта и предлагали свои варианты решения… Сегодня новое оборудование для них уже не тайна за семью печатями, молодежь с нетерпением ждет пуска нового производства…

Марта БЛОХИНА

Фото Михаила ФЕДЬКИНА

Щекинский Химик №14 от 15.04.2011

Понравилась статья? Посоветуйте друзьям:


Тематическая подборка статей:

Комментарии комментария 3

  • Аноним - 15.04.2011 в 16:03

    А почему про цех синтеза ничего не написали?

  • Редакция - 16.04.2011 в 14:12

    В рамках небольшого интервью трудно охватить все подразделения такого крупного производства, как производство метанола. В ближайших выпусках редакция обязательно расскажет о цехе синтеза. Следите за новостями.

  • Юрий Сушков - 28.01.2012 в 20:55

    Большой привет Анатолию Хорошилову,его земляки.

Перед отправкой ознакомьтесь с правилами размещения комментариев!