Таинство Крещения

История праздника Крещение Господне (Богоявление)

17.01.2012 г. / Прочитано 812 / 1 комментарий

Праздник Крещение Господне (Богоявление)Крещение или как его еще называют Богоявление. Что это за праздник и какова его история?

После грехопадения Адама и Евы человечество лишилось живого общения с Богом, и в мире воцарился грех. Сами люди были не в силах справиться с этой проблемой, поэтому сам Бог решил воплотиться и стать человеком, чтоб все мы могли вновь стать богоподобными. Для этого и родился в мир Спаситель.

Первоначально Церковь праздновала Рождество, Поклонение волхвов и Крещение в один день, 6 января и назывался этот праздник Богоявлением, но с IV века все они отделяются друг от друга и становятся самостоятельными.

Евангелие сообщает, что когда Иисусу Христу исполнилось 30 лет, он пришел на Иордан к Иоанну Крестителю, который в то время уже вел проповедь покаяния. Людей, сокрушающихся в своих грехах и исповедующих их вслух, он погружал в воду, как бы смывая скверну греха, при этом он призывал кающихся менять свой образ жизни и избегать совершения греха. Но это был всего лишь образ настоящего новозаветного крещения, потому что только Христос мог взять на себя грехи человечества и только Бог может подать благодать свою в помощь человеку для борьбы с грехом. Когда же пришел креститься Христос, Евангелие говорит, что он тотчас вышел из воды без исповедания грехов, потому что был безгрешен. Иоанн Креститель сказал своим ученикам: «Вот Агнец Божий берущий на себя грехи мира».

Православные христиане всегда должны помнить об этом и хранить свою жизнь от греха, очищенную в таинстве крещения. Когда человек крестится, он умирает для греха, и если умышленно грешит после крещения, достоин осуждения вдвойне, ибо не меняет свою жизнь.

Главный момент этого праздника выражен в тропаре, кратком молитвословии, смысл которого: Когда ты Господи крестился в Иордане, явилась тайна Троицы, ибо Отец свидетельствовал о тебе, именуя тебя Сыном, и Дух Святой в виде голубя подтвердил это слово. Потому то и называется этот праздник Богоявлением, так как уже явно, а не сокровенно как в Ветхом завете Бог явил себя людям в виде Пресвятой троицы. Из истории церкви нам известно, что тогдашняя Православная церковь специально установила праздник Богоявления в противовес учению еретиков, отвергавших божество Иисуса Христа и Троицу.

В эти дни, 18 и 19 января также по уставу полагается великое освящение воды. Вот что об этом говорит великий святитель IV века Иоанн Златоуст: «В этот день, Христос крестился и освятил природу воды. Потому-то и приносит народ в полночь этого праздника сосуды для воды, черпает ее и хранит на целый год, потому что именно ныне вода освящается и совершается очевидное чудо, так как, несмотря на продолжительность времени, природа воды не портится, но чрез целый год, даже часто чрез два и три года, вода, почерпнутая ныне, остается неповрежденною и свежей и после сколького времени равняется только что почерпнутой из источника». С древности христиане окропляли с молитвой ею свои жилища, себя и пили ее с великим благоговением. В церковном обиходе за ней сохранилось наименование по-гречески Агиасма, что значит великая святыня. Потому то и относиться к ней надо как к святыне данной нам Богом по своей великой благодати. Хранить дома в лучшем месте и использовать в своих нуждах с благоговением и молитвой. И тогда Господь не оставит нас своей милостью и благостью.

На Руси издавна существовал обычай купаться на иордане (освященная крестообразная прорубь в реке), можно конечно соблюдать и этот обычай, главное чтоб внешнее и второстепенное не заграждало глубинного смысла этого праздника.

Андрей КРОПОТОВ

Понравилась статья? Посоветуйте друзьям:


Тематическая подборка статей:

Комментарии - 1

  • Сергей Мельников - 17.01.2012 в 10:45

    Аминь

Перед отправкой ознакомьтесь с правилами размещения комментариев!