В поисках Земли обетованной

В Поленово открывается фестиваль искусств «В поисках Земли обетованной»

16.06.2017 г. / Прочитано 246 / Комментариев нет

В Поленово открывается фестиваль искусств «В поисках Земли обетованной»

Правнучка художника Наталья Поленова о судьбе полотна «Кто из вас без греха»

Компания «Щекиноазот» продолжает традиции благотворительности и меценатства на Тульской земле, поддерживая центры культуры в Ясной Поляне и в Заокском крае, где расположен музей Народного художника РСФСР Василия Поленова.

 

Международный фестиваль

Здесь, в Поленове, в этом году на средства компании, как генерального спонсора и при поддержке других организаций-партнеров, будет проходить летний международный фестиваль искусств «В поисках Земли обетованной».

Всем желающим предоставляется редкая возможность увидеть выставку великого соотечественника «Василий Поленов на Святой земле», посвященную знаменитому «Евангельскому циклу»; раритеты, такие, как уникальная рукопись «Иисус из Галилеи» и недавно поступившая в коллекцию музея картина Василия Поленова «Тивериада» – дар Губернатора Тульской области Алексея Дюмина.

Дом-музей Народного художника РСФСР Василия Поленова

В рамках фестиваля уже 21 июня на Болотов.Даче состоится праздник музыки Жана-Пьера Смаджа из Франции, на площадке заповедника джаз, соул, этно исполнит Дгани Цабари из Израиля, почитатели писательского таланта Дины Рубиной смогут встретиться с автором на творческом вечере, любители музыки услышат ансамбль старинных инструментов La villa barocca. Выставки, лекции, детские мастер-классы и спектакли – все это ожидает посетителей фестиваля в Поленово с 25 июня по 30 июля. Подробности вы можете посмотреть на сайтах музея и газеты «Щекинский химик».

А первыми услышать эти новости, донести до народа и – о, счастье! – увидеть выставку Василия Поленова довелось представителям тульских, московских и французских СМИ. И нам, пресс-службе компании «Щекиноазот», главного спонсора международного фестиваля – весьма значимого события для культурной жизни Тульской области. На мероприятии присутствовали и партнеры в организации фестиваля – представители Еврейского культурного центра имени Ральфа Гольдмана (Москва) и Ассоциации Василия Поленова (Париж).

 

Родовое гнездо

«Золотая осень»

Дом в Поленове пленяет сразу и безоговорочно – своей какой-то по-особенному милой простотой и мудрым устройством, неподдельными вещами, пришедшими к нам из мира великого художника, и неподдельностью чувств, мгновенно обволакивающих душу. Теплым духом русской печки, особенным образом согревающей мир вокруг себя. Чудесным видом на Оку. Помните картину «Золотая осень»? Это – вид, открывающийся из окон, которым любовался когда-то и запечатлел кистью Василий Дмитриевич…

Выстроенный по его собственному проекту, дом отвечал всем канонам своего времени, всем возложенным на него задачам. Здесь должна была хорошо себя чувствовать большая семья, и родные, и гости, друзья из Тарусы, которых всегда было много у Поленовых. Идешь по узким коридорам, входишь в разные двери – и попадаешь в разные миры комнат, каждая из которых имеет свое предназначение. Сопровождает нас в удивительном путешествии директор историко-художественного и природного заповедника Василия Поленова, правнучка художника Наталья Поленова.

Сегодня в ее родном доме – в лучших традициях прадеда! – вновь много гостей, в том числе, близкие друзья и сподвижники из Москвы, из чеховского Мелихово, и даже из далекой Франции, куда простираются семейные связи семьи Поленовых.

«В поисках Земли обетованной» – пожалуй, это лучший эпиграф, считает Наталья Поленова, ко всей русской культуре и искусству, от иконописи до современной литературы. И художник Василий Поленов – «упорный продолжатель именно этих поисков», всю жизнь стремившийся осмыслить «земной путь христианского вероучения в истории мировой и истории нашего государства»…

Символично, что фестиваль имеет такое название и проходит в родовом гнезде художника, ставшем для него после долгих странствий и поисков – у древних стен Иерусалима, на берегах Генисаретского озера, в старинной Тивериаде… в Палестине, Сирии, Египте – той самой Землей обетованной. Здесь создал он свои творения – итоги исканий. И свой мир. Вернее, миры, объединившиеся в добром большом доме.

 

Семейные реликвии

Семья Поленова

Остались в прошлом, пережиты, хотя и не забыты, трудные и страшные периоды в истории страны, а с нею – и музея-заповедника. Война, репрессии, а еще – время, когда музей был вытеснен на первый этаж, а верхний этаж и другие строения усадьбы отдали под дом отдыха. «Трудящие» пользовались «барским имуществом» самозабвенно. Забивали «козла» на раритетном столике, отковыривали кусочки розового мрамора… Писали наркому жалобы, что музейные работники мешают отдыхать «людям».

Поленовы, ютившиеся в уголках усадьбы, прикладывали героические усилия, чтобы сохранить уникальные предметы старины, память Народного художника РСФСР, его великое наследие для великого русского народа. Слава Богу, им это удалось, и сегодня дом-музей встречает гостей, радушно приветствуя всех.

Посетители музея

Вот – мир портретной комнаты, здесь – лики семьи и родственников, о каждом можно рассказывать и слушать часами. О бабушке художника Вере Николаевне Воейковой, фрейлине императрицы, дочери известного архитектора Николая Львова, рано потерявшей родителей и воспитывавшейся в семье Гавриила Романовича Державина, другого близкого человека к императору Павлу… О ее муже, Алексее Васильевиче Воейкове, герое Отечественной войны 1812 года.

В музее Поленово хранится его трофей, привезенный с войны – личный бокал Наполеона Бонапарта…

Об отце художника, Дмитрии Васильевиче, блестящем дипломате, главе российской дипломатической миссии в Афинах, историке и археологе…

Целые династии Поленовых, медиков, морских офицеров запечатлены в семейной истории.

Здесь – рукотворная мебель. Столик, называемый «флорентийским»… Каждый камушек в мозаике был привезен самим Поленовым и детьми из путешествий, поездок в Неаполь. Это отсюда, из «флорентийской» столешницы выковыривали кусочки отдыхающие граждане…

В БиблиОтеке (именно так, с ударением на греческий манер) – картинная галерея. Мебель, сделанная из деталей, купленных у итальянских антикваров. Огромный багаж воспоминаний о разных периодах жизни собрал, оборудуя свое родовое гнездо, Василий Дмитриевич.

 

Традиции Поленовых

«Флорентийский» столик

На камине изображен герб Поленовых, придуманный самим художником, так как дворянством семья была пожалована и герба своего не имела. На гербе изображена молодая поросль из старого поверженного дуба – вот она, преемственность поколений…

Традиции бережно хранятся. В этой комнате до сих пор накануне рождественских праздников устанавливается большая елка, организуются новогодние и рождественские праздники для детей из окрестных сел. И, как рассказали нам в музее, детишки уже задолго до праздника начинают прибегать сюда, чтобы подобрать себе роль для сказочного новогоднего спектакля. Такие представления всегда были семейной традицией Поленовых. Все получают подарки, а костюмы шьют сами сотрудники музея…

Исполнилась мечта Василия Дмитриевича. Когда-то, создавая проект дома, он думал о том времени, когда этот дом станет открытым культурным центром, музеем, куда смогут приходить все желающие. Так оно и вышло…

 

План родился

В молодые годы, получив Большую золотую медаль за выполненную дипломную работу «Исцеление дочери Иаира», Василий Поленов, пенсионер от Академии художеств, оказался в Риме и делал здесь первые наброски к картине, названной им «Кто из вас без греха». Здесь Александр Иванов, оказавший большое влияние на творческое становление молодого Поленова, писал свое знаменитое полотно «Явление Христа народу». А Василий, готовясь к главной своей работе, утвердился в мысли – писать серию из жизни Христа…

И другая встреча оказала решающее влияние на творческие планы художника. Однажды познакомившись в Париже, в салоне Виардо у Тургенева, с писателем Эрнестом Ренаном, создавшим своего рода бестселлер тех времен – книгу «Жизнь Христа», Василий Поленов нашел в ней основу для собственной трактовки евангельских сюжетов. К тому времени художник стал известен, много путешествовал по миру, бывал в Европе. Но, чтобы осуществить задуманные планы, необходимо было ему самому побывать на Земле обетованной.

 

Ночевала тучка золотая

Первыми увидеть выставку Василия Поленова довелось представителям СМИ

…Смотришь на картины, этюды Поленова, на любовно и точно выписанные бытовые мелочи, и вдруг понимаешь – эта, почти фотографическая точность изображений помогает зрителю перенестись сквозь толщу веков. И – вот оно уже, дыхание моря, жар, идущий волнами от разогретых камней…

Сознание наполняется звуками, гомоном толпящихся у храма Гроба Господня, начиная от «русских старушек», которых, по словам художника, здесь огромное количество, и заканчивая черными нубийцами и абиссинцами-христианами; криками чаек над поверхностью Тивериадского озера, и шелестом пальмовых ветвей и вековых олив в Гефсиманском саду…

Так у мастера художественные образы наполняются звуковым содержанием, и все существует в единой, божественной гармонии. Так белел «парус одинокий», найденный поэтом М. Ю. Лермонтовым «в тумане моря голубом», и вдруг зазвучавший прекрасной мелодией, которую услышал сердцем и запечатлел в нотах живописец Василий Поленов…

Так же, облачившись в музыку, написанную Василием Дмитриевичем, умчалась однажды прочь по небесной лазури и «тучка золотая» – любимая сестра-близнец Вера, рано ушедшая из жизни от тяжелой болезни…

А уходя, взяла с брата слово непременно осуществить его главную мечту – пройти путем Христа, побывать в священной земле Палестины, чтобы написать цикл из жизни Спасителя.

 

Мактуб – это тонко

Так и случаются чудеса в нашей жизни, когда складываются все «пазлы» судьбы – будучи давно духовно подготовленным к этому путешествию, глубоко убежденным в том, что оно откроет пути к достоверному воссозданию жизни Христа – не абсолютного божества, а реально жившего человека, Василию Дмитриевичу внезапно открывается возможность отправиться в заветное путешествие. Это «мактуб» – судьба, как говорят на Востоке…

Посетить настоящие места, где разворачивались действия библейских сюжетов, ему помог молодой князь, миллионер, археолог С. С. Абамелек-Лазарев, к которому художник обратился с просьбой взять с собой в экспедицию, задуманную по инициативе профессора А. В. Прахова. Это была первая поездка Поленова на Ближний Восток, зимой 1881-1882 годов.

Художнику было 37 лет. Возраст активного накопления умственных и нравственных качеств, жизненного опыта, который и составляет тот «багаж», который каждый вынесет в результате своей земной жизни…

Палящий зной и прозрачность Мертвого моря, версты, проведенные в седле… Наброски рисунков, сделанные с коня, благодаря наличию этюдника. Этюды, написанные, сидя на берегу.

Впервые увиденные вооруженные люди в Сирии и Палестине, потом оказалось, что «здесь все вооружены пистолетами и кремниевыми ружьями», – вспоминал князь Абамелек-Лазарев.

Лабиринты церквей, алтарей, лестниц и подвалов, балконы и переходы. Мечеть Омара на Храмовой горе, поразившая воображение художника. Пейзажи и ландшафты, характеры и лица… Все это, сохраненное в набросках, этюдах и фотографиях, оживало в памяти и вдохновляло Поленова в работе над картиной «Кто из вас без греха».

 

Полтора десятка лет

Подготовка к этому гигантскому труду происходила в Италии, куда он уехал с женою Натальей, обвенчавшись с нею по возвращению из первого путешествия по Востоку. Наталья Якунчикова, кузина жены Саввы Мамонтова, стала спутницей жизни Василия Поленова. Здесь, прямо на улицах Рима, художник искал лица для библейских сюжетов.

Подготовив все для работы над полотном, включая костюмы, собственноручно шитые Натальей Поленовой для облачения натурщиков, художник возвратился на Родину. Писать главную картину жизни он хотел только в России…

В усадьбе под Подольском на холсте в размере будущего полотна Поленов сделал углем рисунок. Однако писать такую большую картину было негде…

Савва Мамонтов предоставил свой кабинет в особняке на Садово-Спасской, где зародился знаменитый мамонтовский кружок.

Для образа Христа позировали ученики Поленова Исаак Левитан и Константин Коровин. 15 лет прошло от первых этюдов до завершения картины…

 

Цензуре вопреки

Ее очень хотел купить для своей коллекции Павел Третьяков. Но автор повез свое творение в Петербург на выставку передвижников. Неожиданно для всех, особенно – для цензурного комитета, картиной «Кто из вас без греха» заинтересовался и приобрел император Александр 3-й. Она стала жемчужиной экспозиции Русского музея, основанного через двенадцать лет… Правда, цензура все же сказала свое слово, и произведение стало называться «Блудная жена», что весьма огорчало Василия Дмитриевича, так как не соответствовало библейскому сюжету. Позже картина получила название «Христос и грешница», что тоже не устраивало автора, и в цикле «Из жизни Христа» ей дано-таки автором первоначальное название «Кто из вас без греха».

На деньги царя Поленов приобрел имение Бехово, в Тульской губернии, на Оке. Здесь, на открытом всем ветрам месте, рядом с широкой рекой, он построил себе дом, по собственному проекту, такой, как подсказало сердце. Здесь нашел художник свою Землю обетованную…

Здесь на склоне реки им были посажены деревца, преобразившиеся сегодня в огромный старый лесопарк. А тогда это был молоденький бор, Борок. Так называлось и имение.

 

Снова в пути

Захваченный идеей создать целый цикл, посвященный жизни Иисуса Христа, Василий Дмитриевич отправился во второе путешествие на Ближний Восток. На этот раз с ним были друг семьи Александр Киселев, любимый ученик Егише Татевосян и студент естественного факультета Леонид Кандауров – в качестве фотографа. Он вез деревянную фотокамеру 9 на 12 – последнее слово техники – и сорок коробок с дюжиной стеклянных пластин в каждой… Четыреста фотографий, напечатанных Кандауровым, были им наклеены в альбом, подписаны и подарены Поленову. Путь Христа в Палестине запечатлен там, повторенный художником…

 

Живой образ

В хронике семьи Поленовых сохранились письма, в которых Василий Дмитриевич сформулировал задачу, поставленную перед самим собою: «дать в искусстве этот живой образ, каким он был в действительности». Для этого необходимо было последовательно рассказать о жизни Христа от рождения до смерти. Показать личность Христа чисто человеческой, со всеми человеческими чертами – личность, для художника, по его выражению, «несравненно более … привлекательную, трогательную и величественную, чем тот придуманный после его смерти отвлеченный, почти мифический образ, который передали нам писатели и художники позднейших времен». «В евангельских сказаниях Христос есть настоящий живой человек, или сын человеческий, как он постоянно сам себя называл, а по величию духа Сын Божий, как его называли другие».

Лев Толстой тепло отозвался о цикле картин Поленова.

 

Евангельский круг

Наши современники, зная Поленова, в основном, как мастера русского пейзажа, бывают изумлены, обнаружив этот огромный пласт его интересов. Изумлению не бывает пределов, когда оказывается, что параллельно с созданием художественного цикла «Из жизни Христа» мастер трудился над рукописью «Иисус из Галилеи» и сводом Евангелий, объединяя их по событийному принципу. Он мечтал создать свой «Евангельский круг» – в живописи, слове и даже музыке…

А друг художника, Федор Шаляпин, удивлялся способности Василия Поленова совместить в душе яркие краски Востока, святость тех мест с тишиной «русского озера с карасями». Быть может, потому и веет от его пейзажей родных просторов святым духом божественной гармонии…

При всей своей высоте духа художник оставался земным, практическим человеком, которому необходимо было содержать свою немаленькую семью, пятерых детей, близких, людей, проживающих под крышей гостеприимного дома в усадьбе Борок. К тому же он расходовал немало средств и на благотворительность. Построил церковь для крестьян в Бехове. Потому не жалел своих произведений, делал на продажу по нескольку экземпляров картин и жил этим.

Картины Поленова расходились по России… Выставлялись в Европе, а после революции – и даже в Америке, где Наркомпрос (народный комиссариат просвещения) в 1924 году организовал большую выставку русских художников. В грандиозной по тем временам коллекции работ, дававших заокеанской Америке представление о далекой России и загадочной русской душе, «гвоздем» программы был Поленов, чьи картины – 11 из 13 – были раскуплены по высоким ценам и разошлись по частным коллекциям. Советское государство оказалось в выигрыше. Автор получил крохи…

Всего 72 работы включал в себя цикл «Из жизни Христа». Сегодня, к сожалению, многие картины утрачены. Увидеть полностью цикл теперь можно лишь на фотографиях в Пражском альбоме, когда-то сделанном там, на выставке, по просьбе автора.

 

«Как я хочу в Палестину»

На территории Поленово сохранено и поддерживается в нормальном состоянии все – конюшни, флигели, каретный сарай, другие хозяйственные постройки. Здесь и сегодня живут лошади, есть козы, куры. Целое хозяйство, все, как при Василии Дмитриевиче. Сарай, устроенный старинным немецким способом – «Фахверк», другой сарай – «Адмиралтейство». Банька под названием «Домик Прокофьева», детская избушка… Таков первый российский художественный музей в деревне, доступный всем. Исполненная мечта мастера.

В комплексе музея-заповедника – здание Аббатства, где Василий Поленов устроил мастерскую по своему вкусу. Сюда он удалился на склоне лет, устав от шума и суеты большого дома. Здесь он работал, здесь провел последние дни и часы своей жизни, навещаемый дочерью.

«Пошел снег, и Иерусалим превратился в русский город… Мужичок в тулупе стоит и крестится… Слава Богу, все – как у нас», – так когда-то описывал прославленный мастер русского эпического пейзажа Василий Поленов свое впечатление от зимнего древнего Иерусалима.

Как и всякий истинно русский человек, оторвавшись от родной стороны, хотя бы и ненадолго, исподволь начинает тосковать по ней, может быть, и Поленов, путешествуя в ярком краю своей мечты, в глубине души уже грустил о неброских, пастельных российских пейзажах… А в последние дни жизни – тосковал о далекой, своей, пройденной душою вдоль и поперек, но, быть может, все-таки недолюбленной, не узнанной до конца Палестине…

Для СМИ состоялась пресс-конференция

Пресс-конференция

Спасибо всем

Для СМИ в музейном комплексе состоялась пресс-конференция. Представители партнеров музея-заповедника В. Д. Поленова, организаторов летнего международного фестиваля искусств рассказали о планах проведения грандиозного мероприятия и дальнейшего сотрудничества с музеем, говорили о важности подобной работы для развития музейного дела, которое не должно быть просто местом для консервации прошлого. Храня традиции, необходимо проводить и новаторские идеи, как в свое время поступал сам Василий Поленов.

Это будет фестиваль объединения культур, привлечения внимания как к классическому искусству «Библейского периода» Василия Поленова, так и к современному искусству «Земли обетованной», оно будет представлено здесь лучшими израильскими авторами и исполнителями.

В завершение пресс-конференции директор историко-художественного и природного заповедника Наталья Поленова еще раз поблагодарила всех партнеров и особо – генерального спонсора фестиваля, компанию «Щекиноазот», подарившую возможность реализации столь масштабного культурного проекта.

Программу фестиваля «В поисках Земли обетованной» – смотрите здесь: http://gazetahimik.ru/culture/schekino-news/26596.html .

Марта ЛОЗОВИЦКАЯ
Фото Андрея ТЕТЕРИНА

Понравилась статья? Посоветуйте друзьям:


Тематическая подборка статей:

Комментарии

Перед отправкой ознакомьтесь с правилами размещения комментариев!