Многообразие, богатство мира

Завершает свою работу выставка картин художника Павла Ханти

07.03.2017 г. / Прочитано 320 / 1 комментарий

Завершает свою работу выставка картин художника Павла Ханти

Павел Хантя

В Щекинском городском музее завершает свою работу выставка картин художника Павла Ханти. Отец его – Николай Федорович Хантя, более сорока лет трудился на Щекинском химкомбинате, в КИПе, отличный производственник и общественник, пользовался большим авторитетом в коллективе. Он бы порадовался успехам сына на родной щекинской земле. Павел посвятил отцу эту выставку.

 

Как мы встретились

«А еще он, не побоюсь этого слова – герменевтик»… Несколько минут остается до открытия выставки, и я пользуюсь этим, чтобы поговорить накоротке со своей давней знакомой. Мы, можно сказать, выросли в стенах нашего Дома культуры химиков, не виделись много лет, и вот – такая приятная неожиданность – встреча в музее… Гоар Минасовна Зябрева – преподаватель музыки, давно уже, с самых 90-х, работает в Москве. Она тоже рада нашей встрече. Но спешит рассказать не о себе – о своем однокласснике, друге, человеке, творчество которого собирает в столичных залах широкую публику. О художнике, собравшем и здесь, в стенах Щекинского городского художественно-краеведческого музея, весьма немалую для Щекино аудиторию.

Павел Хантя – художник, поэт, герменевтик. Наш земляк, родился в поселке Первомайском, тогда в большом больничном городке там был свой роддом, где появилась на свет и автор этих строк. Учились мы, правда, в разных школах, но – удивительное дело! Замечено: когда бы и где ни встречались ровесники-выходцы из нашего поселка химиков, они моментально проникаются доверием друг к другу и находят общий язык… Не сделалась исключением и эта наша встреча, произошедшая благодаря усилиям директора Щекинского музея Надежды Кузнецовой, которая организовала выставку работ художника – по инициативе Щекинского отделения общественной организации «Союз женщин России».

 

День вчерашний

Учился Павел в 16 школе, окончил Тульский механический техникум транспортного строительства, по распределению уехал в Киев. Оттуда молодого механика направили в Димитровград Ульяновской области, до армии работал там. Вернувшись, через некоторое время уехал вместе с товарищем на строительство атомной электростанции в Харьков. Привлекла романтика новой стройки, поколение 60-70-х годов верило тогда, что «и на Марсе будут яблони цвести»…

Шел 1986 год. Чернобыль положил конец этому, не успевшему толком начаться, строительству.

Харьков понравился Павлу, и он решил остаться там. Женился, родилась дочь. Работал слесарем, электриком, монтажником. Заочно окончил юридический факультет института экономики и права. Стал юрисконсультом, адвокатом…

26 лет пролетели, как один день. И вот уже – трагические события на ставшей за эти годы своей украинской земле. А на родине в это же время тяжело заболел отец. На семейном совете приняли непростое решение – уезжать в Россию. Домой. Так и оказался вновь первомаец Павел Хантя в родном поселке.

Бродя по улицам изменившегося Первомайского, по проспекту Улитина, вспоминал, как мальчишкой бегал в школу. Как рисовал – улучая каждую свободную минуту, все, что придет в голову или попадется на глаза… Как отец, видя страсть сына, впервые привел Пашу к художнику.

Светлой памяти Иван Григорьевич Мартыненко работал художником на химкомбинате, а в поселке, на улице Химиков, в подвальном помещении организовал студию для ребят, интересовавшихся рисованием, – на общественных началах (для молодежи поясняем – это значит, бесплатно, по собственной инициативе; в советское время люди, увлеченные творчеством или спортом, нередко создавали различные кружки для детей, становились внештатными корреспондентами газет. Так, кстати, родилась заводская радиогазета, которую на общественных началах вела Ирина Николаевна Родницкая, работавшая тогда в вычислительном центре химкомбината. – Прим. ред.).

Посетитель выставки

Картина «Полторы»

Тринадцатилетний Павел, будучи старшим среди других ребят, быстро нашел общий язык с руководителем. Иван Григорьевич помогал ему осваивать азы мастерства, и, как вспоминает сегодня Павел, оказал немалое влияние на его развитие как художника. Наставник советовал мальчику поступать в художественное училище, тот даже готовил работы – графическую, изображение гипсовой головы, и натюрморт маслом. И решил уйти из школы после 8 класса, хотя учился хорошо. Как одного из лучших учеников его даже направляли в пионерский лагерь в Чехословакию, в Поважску Быстрицу, в то время – наш город-побратим. Вообще, детство наше было золотое, светлая, беззаботная пора, чуть грустно улыбается, вспоминая, Павел Николаевич…

Однако увлечение рисованием родители не посчитали серьезным предметом для будущей профессии. Посоветовали приобрести «нормальную» специальность, настоящее дело. И тогда юноша пошел в техникум.

 

Палитра все богаче

Картины Павла Ханти

«Искусство – самое главное, самое серьезное, что есть сегодня в жизни. Все иное меркнет по отношению к нему. Даже не все художники это понимают, надо созреть», – убежден Павел Хантя.

Он шел к пониманию долго, и, глядя на его работы, слушая этого человека, видишь – все, пройденное им, было не зря. Жизнь вела его по восходящей и, спустя годы, привела к тому настоящему занятию, для которого он был создан, к чему стремился чуть ли не с рождения. Только уровень, с которого зрелый человек открывает свои вселенные, сегодня другой. Более высокий, и оттуда видны еще более широкие, бескрайние горизонты познания…

«Копировать природу, соревноваться с ней – неправильно, бессмысленно. Надо наполнять собою пространство, искать свои внутренние резервы, суметь иначе взглянуть на мир – это очень сложно. Легче действительно пойти в другую сферу деятельности»…

Видимо, исподволь чувствуя свое предназначение, Павел никогда не оставлял карандаша. Он рисовал всегда, где бы ни работал, где бы ни находился… А вот краски и кисти взял в руки лишь спустя два десятка лет после того времени, когда распрощался с мечтой о художественном училище.

«Просто пришла пора. И с того дня внутреннее ощущение всегда подсказывает – что рисовать, к чему уже готов, созрел как мастер, а с чем еще должно подождать… Тем сложнее ставишь себе задачу, постепенно совершенствуясь в мастерстве, обретая свою манеру. Человек может идти к этому всю жизнь, и никогда не стоит говорить, что он уже всего достиг», – считает Павел Хантя.

 

Ключи к пониманию

Художник, поэт, коллекционер, герменевтик – сфера его интересов растет. Три недели работала в Щекинском городском художественно-краеведческом музее его выставка. Картины маслом, акварелью, графика. Роспись на изразцах. Книга с интригующим названием – «Мне хотелось бы заглянуть»… Многие, зайдя на минутку, надолго останавливались перед его работами.

Метанойя

Если говорить кратко, то автор – представитель направления в живописи, называемого символизмом. Символы – язык искусства, а чтобы понимать его и, тем более на нем говорить, необходимо внимательно смотреть. И тогда каждый значок на картине скажет о чем-то своем, о мимолетном видении, тонких материях, о тайнах мироздания…

Один из символов, любимых художником, – ключ. Означает открытие или запирание тайны, что хранится за дверью в неизведанное. На картине «Метанойя» ключ напоминает восьмерку – бесконечность. Бесконечность тайны, без которой жизнь очень скучна… И так, через обыденные предметы, через буквальность внимательный зритель поднимается на символический ряд, находит иное значение, раскрывает для себя другое пространство и возможности к пониманию мира, в котором живет.

Павел Хантя коллекционирует самые разнообразные ключи. А также хранит старинные, 19-20 века, семейные фотографии. Все это посетители музея могли увидеть на выставке.

А книгу стихотворений и графических работ художник не планировал выпускать. Настояли друзья и родные. Однако и в любовной лирике он остался верен себе и своей манере – стих его многопланов и символичен, как и произведения живописи. Сквозь строки, адресованные к женщине, звучит обращение к всевышнему…

 

Связь с Творцом

Павел, присутствовавший на открытии выставки, терпеливо и подробно отвечал на самые разнообразные вопросы собравшихся здесь. В основном, ответы касались, конечно, картин, но – таково уж свойство истинно творческой натуры – охватывали куда более широкий спектр знаний. Так, большинство присутствовавших впервые услышали об истинном значении старинной буквы «ять», которой нашлось не последнее место в творчестве художника-символиста. Эта буква исстари означала связь с Всевышним. Ее, как и другие буквы, насильно изъяли из русского алфавита, когда-то насчитывавшего более пятидесяти знаков, каждый из которых имел основополагающее значение для жизни человека в состоянии разумного осмысления своего существования… Помнить о божественной связи человека с Творцом призвана именно «ять», и ради сохранения этой памяти автор включил данный символ в свои работы.

 

Вопросы и ответы

Художник рассказывает Ване тимохину значение картины «Метанойя»

Роспись керамических изделий – изразцов – привлекла на выставке внимание Вани Тимохина. Мальчик занимается музыкой, он уже достаточно опытный аккордеонист, участник Благотворительного фонда семей Топсой, Толстых и Сокол. Дождавшись удобного момента, Иван задал художнику вопрос, ответ на который заинтересовал многих взрослых.

Оказалось, изразцам этим более ста лет, они – из принадлежащей семье Хантя печки-голландки. Их пришлось снять при ремонте печи, но расстаться с частичкой семейной реликвии у Павла не было сил. Созданная им роспись продлила жизнь этим керамическим изделиям прошлого века. На изразцах появились изображения, сделанные художником по знаменитым произведениям Рафаэля, Карла Брюллова… Павел Николаевич сделал подарок музею – керамическую фигуру кабанчика, некогда украшавшую дорогую его сердцу «голландку».

По просьбе Вани Тимохина автор знакомит зрителей и с картиной «Метанойя», написанной в стиле символизма. Соединив отдельные символы в ряд, можно открыть для себя потаенный смысл произведения, и художник объясняет некоторые сокрытые здесь тайны.

«Название «Метанойя» – от греческого, означает «изменение сознания» («мета» – трансформация, изменение, «нойя» – ум, сознание), – рассказывает Павел Николаевич. – В христианской традиции метанойя происходит через покаяние. Невозможно, действительно ступив на этот путь, вернуться назад, многажды грешить и снова каяться. Сам Христос говорил – я есть путь к метанойе»… Простыми словами автор объясняет смысл изображенных на картине символов – сломанной куклы, завитка на колоске, круга, выражающих логическое следование процессов трансформаций сознания – от протонойи (колыбели духа) к метанойе (пробуждению, просветлению, преображению)…

Здесь, на выставке, были хоть и далеко не все, но очень многие работы художника, открывающие многообразие его таланта. Цветные графические работы пастелью, акварели, писанные маслом пейзажи… Вот знакомый всем пруд «Полторы». Вот лес – белка, скачущая через тропинку, загадочная чащоба. Расшифровывая скрытый смысл литературных произведений, возвращая в наше смысловое пространство утраченные за столетия исконные русские слова, Павел Николаевич порой делает редкие находки, которые затем отражает в своих произведениях. Белка в лесу – результат одной из таких находок, которые случаются, быть может, раз в жизни. Ни много, ни мало – итог расшифровки «Повестей Белкина» А. С. Пушкина… Но эта тема

 

Шаги к пониманию

Встреча завершилась. Окончен рассказ о необычайном. О глубоком смысле, который наполняет все сущее вокруг нас. Смолк голос рассказчика. Остаешься один на один с его произведениями. Художественные образы – отражение мышления автора – молча взирают в ответ… И вдруг с абсолютной точностью понимаешь – ведь вот так в жизни всегда, не хватает шага, всего лишь одного небольшого шажка до чудесного момента, когда вот-вот начнется настоящее понимание, и мир станет другим. Солнечным, пронизанным лучами любви и покоя, радости и знания… Тем, который чувствовали и знали наши предки, мастера, посвященные в тайны мироздания.

Так всю жизнь человек идет к пониманию, делая шаг за шагом… Счастлив тот, кому на пути доведется встретить хотя бы одного из мастеров, подобных Павлу Ханте.

Памятный сувенир от художника

Наталья Моисеева принесла в дар музею китель с наградами

 

День подарков

Знакомство с незаурядным земляком вызвало большой интерес у публики и стало хорошим поводом для теплой встречи в Щекинском музее.

Возвращение на родину мастера, художника и поэта – радостное и волнительное событие для всех щекинцев, отмечала на открытии выставки глава района Елена Рыбальченко.

Это был день подарков для музея: открытие замечательной выставки, памятный сувенир от художника. А директор детской музыкальной школы №1 Наталья Моисеева принесла в дар музею, который, по ее словам, является своего рода «семейным альбомом города шахтеров», китель с наградами и форменную фуражку отца – Юрия Григорьевича Жданко, ветерана Великой Отечественной войны, кавалера ордена «Шахтерская слава», директора шахты №25 «Подлесная». И еще – фотографии, газету «Молодой коммунар» выпуска прежних лет.

За прошедшие несколько лет жители города и района подарили музею около ста пятидесяти экспонатов, сообщила гостям директор музея Надежда Кузнецова. Она сердечно благодарит всех и предлагает желающим поучаствовать в выставках – принести в музей имеющиеся у них семейные реликвии. Они могут быть выставлены в экспозиции с тем, чтобы потом вернуться обратно, в семью.

 

Для справки.

Гермене́втика: искусство толкования, теория интерпретации и понимания текстов, в том числе текстов классической древности; направление в философии XX века, выросшее на основе теории интерпретации литературных текстов.

Марта БЛОХИНА
Фото Андрея ТЕТЕРИНА

Понравилась статья? Посоветуйте друзьям:


Тематическая подборка статей:

Комментарии - 1

  • Стас - 10.04.2017 в 11:56

    Познавательно и интересно,автору выставки успехов в творчестве!

Перед отправкой ознакомьтесь с правилами размещения комментариев!