Известный иконописец отреставрирует роспись храма

Известный иконописец Александр Чашкин отреставрирует роспись Свято-Никольского храма

07.04.2016 г. / Прочитано 349 / 2 комментария

Известный иконописец Александр Чашкин отреставрирует роспись Свято-Никольского храмаИзвестный не только в нашей стране, но и за ее пределами иконописец Александр Чашкин недавно посетил Свято-Никольский храм в Кочаках. Принято решение о реставрации росписей древней церкви.

 

Душа и руки мастера

Как сообщает Щекинское благочиние Белевской епархии Русской Православной церкви, не так давно в Свято-Никольский храм приезжал иконописец Александр Чашкин. Этот визит был больше, чем просто поход в церковь или рабочее путешествие, командировка. Для художника он стал возвращением к истокам, ведь именно с росписи этого храма начался полный трудных духовных исканий творческий путь мастера.

В 80-ых годах прошлого века в центральной части храма были лишь черные закопченные стены и облупившаяся краска. Но тогдашний настоятель отец Сергий (Зуев), будучи деятельным человеком, взялся за обустройство храма с энергией и желанием.

Работой Владимира Литвинова, Юрия Черкасова, Михаила Тюпикова и, собственно, самого Александра Чашкина отец Сергий остался доволен, она не могла не понравиться.

Позже в храм прибыла делегация от Американской Православной Церкви, которая была восхищена росписью настолько, что, тогда еще начинающего иконописца, пригласили расписывать Кафедральный собор в Вашингтоне. И хотя мысль о расставании с родиной была нелегка, Александр Иванович все же согласился. С тех пор он расписал 15 соборов и храмов, но именно Свято-Никольский стал его первой монументальной работой.

И вот спустя 30 лет он вернулся. Вернулся, чтобы посетить места, так близкие его сердцу. Придя в храм, Чашкин обнаружил, что его роспись заметно обветшала и потемнела. Но он не расстроился, ведь время не щадит никого и ничего, и к этому надо относиться философски.

Вспоминая, каким был храм в прошлом, Александр Иванович показал альбом со своими работами, в котором есть фотографии тех времен. Пролистывая очередную страницу, он остановился. На фотографии была фреска «Московская Троица» Андрея Рублева. Насыщенный голубой цвет, светлые лики… Изображение будто дышало жизнью, оно приковывало внимание так, что невозможно было отвести взгляд.

Александр Иванович сказал, что может сделать в Кочаках все быстро и качественно. Если роспись получится отреставрировать, то Свято-Никольский храм обретет былую красоту и благолепие. Священнослужители с радостью приняли инициативу мастера.

…Сам Александр Чашкин – человек уникальный, один из ведущих российских иконописцев и авторитетных мастеров с мировым именем. Он родился в 1946 году в Киргизии. Учился живописи в художественном институте имени Сурикова. Считает себя учеником архимандрита Зинона (Теодора).

Как уже было сказано, первой крупной монументальной работой мастера стала роспись Свято-Никольского храма в 1988-1989 годах. За роспись Никольского собора в Вашингтоне он награжден орденом святого Владимира III степени. В 1990-2000 годах мастер расписал свыше десятка храмов в России. Более 10 лет Чашкин был связан с Высоко-Петровским монастырем, преподавал монументальную живопись в Российском Православном университете, шесть лет занимал должность декана факультета Церковно-исторической живописи.

 

Кочаковский некрополь

Храм во имя Святителя и Чудотворца Николая в Кочаках «держит» каждого, кто однажды посетил его. Место паломничества тысяч, миллионов верующих…

«Сельская церковь, обсаженная плакучими березами – сколько в ней разных душ обвенчано, крещено, похоронено», – так писал о ней Л.Н.Толстой.

Рядом с храмом, где-то в 3 км от Ясной Поляны, – Кочаковский некрополь.

Основную историческую ценность некрополя составляют захоронения членов семьи Толстых и их ближайшего окружения. Жители Ясной Поляны были прихожанами Никольской церкви и тоже хоронили умерших на местном погосте. В северо-восточной части кладбища расположены могилы рода Толстых и их близких. Это наиболее древний памятник в этой части кладбища.

Здесь погребены родители писателя: мать Мария Николаевна Толстая, урожденная Волконская, отец Николай Ильич Толстой и брат Дмитрий. Возле склепа находится могила деда Л.Н.Толстого по материнской линии Николая Сергеевича Волконского. На одном из известняковых надгробий в виде саркофага высечена эпитафия А.С.Пироговой, которая вследствие трагического любовного романа с помещиком Бибиковым покончила жизнь самоубийством, бросившись на рельсы под поезд на станции Ясенки близ Ясной Поляны. Эта трагическая смерть произвела на Толстого сильное психологическое воздействие. Гибель А.С.Пироговой, как мы понимаем, нашла отражение в сцене самоубийства героини романа «Анна Каренина».

Также возле храма, чуть позади, находится благодатный уголок-могилка, где похоронена Евдокия Ивановна Кудрявцева, известная в народе как Дуняша, чудотворица. На могиле у матушки Евдокии всегда стоят живые цветы, неугасимо горят свечи, затеплена маленькая лампада в дивном фонарике, сделанная монахами с горы Афон.

 

Церковь Николая Чудотворца

Год ее постройки – 1690. Никольский храм в Кочаках – один из древнейших в губернии. В.Н.Уклеин, известный московский архитектор, в свое время обследовавший Кочаковскую церковь, назвал ее одним из редких в Тульской области памятников древнерусского зодчества. Колокольня Никольского храма в 1860 году была полностью перестроена на средства благотворителей.

История храма уходит в далекое прошлое православной Руси и связана с чудесным явлением иконы святителя Николая, явившейся три столетия назад на одной из многочисленных кочек, покрывавших некогда местность близ дороги, проходящей на Киев. Икону взяли в расположенное неподалеку сельцо Ясная Поляна, но она вновь явилась стоящей на прежнем месте, где и был построен храм в честь святителя Николая. Икона получила название «Николая на кочке», местность – Кочаки, ручей, протекающий невдалеке, – Кочак.

Первоначально храм был деревянным, однопрестольным. В настоящее время не удалось выявить документальных источников, свидетельствующих о точной дате строительства храма и его устроителях. Но не вызывает сомнения, что это были потомки древних дворянских родов Карцевых и Хомяковых, бывших прихожан этого храма и похороненных около его стен.

В 1759 году Ирина Лукинична Карцева, владелица части Ясной Поляны, пристроила к трапезной здания каменный придел во имя св. великомученика Иоанна Воина. Грамоту на устроение дал Архиепископ Каширский и Коломенский Порфирий. Тогда же была построена каменная ограда вокруг храма.

В 1856 году церковь имела следующий вид: «…здание каменное, по стенам окрашено желтою краской, пол каменный. Престолов в ней два: первый настоящий, холодный, по имя Святителя и Чудотворца Николая, второй в пределах святого мученика Иоанна-Воина. При церкви сей в связи с нею имеется каменная колокольня в два яруса, с четырьмя колоколами, из коих первый весом 57 пуд 32 фунта, второй 10 пуд, третий – 2 пуда, четвертый – 1 пуд. Окон с железными решетками 13, вверху – два без решетки…».

В 1864 году священнослужители отец Михаил (Мерцалов), отец Николай (Иванов), диакон Михаил (Успенский), диакон Федор (Никольский), а также церковный староста крапивенский купец 2-ой гильдии Андрей Кириллович Бруханов и прихожане обратились к епископу Тульскому и Белевскому Никандру (Покровскому) за благословением на перестройку храма на средства церкви и прихожан. В своем прошении они объясняли, что «по малому объему …церкви … всегда терпели стесненность при Богослужениях, вследствие чего все единодушно изъявили желание сломать всю трапезу церкви с ее приделом, также и колокольню, как ветхую…».

Попечительницею прихожан при ремонте храма была жительница деревни Колпна Александра Павловна Артюхова, получившая на год сборную книгу. Но денег прихожан и церкви оказалось недостаточно для окончания ремонта. Завершение его стало возможным только благодаря пожертвованиям правнуков похороненного у храма Исаака Парфеньевича Хомякова: Агриппины Васильевны Хомяковой–Булаевой (1812-1893) и ее брата крапивенского помещика Александра Васильевича Хомякова (1814-1885). Во время этого ремонта прежнюю трапезную сломали и построили новую, более просторную. На пожертвования Александра Васильевича Хомякова устроили новый предел – в честь святого благоверного князя Александра Невского.

30 августа 1866 года состоялось его освящение по благословению епископа Никандра. В алтаре вместо низких свод воздвигли более высокие; арку в Царских вратах пробили и значительно увеличили, также увеличили все три алтарные двери, пол подняли на полметра.

Таким образом, к 21 сентября 1870 года, времени завершения ремонта, храм имел три престола: главный во имя святителя Николая, слева во имя святого мученика Иоанна Воина и справа во имя святого благоверного князя Александра Невского. Отапливался храм двумя кирпичными печами в железных футлярах, был покрыт железной крышей, окрашенной зеленой краской медянкой; пол выстлан каменными плитками (половина из них белого цвета); при входе на паперть на двух чугунных столбах было устроено крыльцо, покрытое железом и выкрашенное медянкою.

Построили также новую каменную колокольню, благословение на строительство которой еще в 1849 году испрашивала по доверенности сына (Александра Васильевича Хомякова) Наталья Алексеевна Корякина- Хомякова, указывая, что «состоящая при означенной Николаевской церкви каменная колокольня от долговременности сделалась до того ветха, что угрожает падением…».

В 1891–1892 годах в храме вновь проводился ремонт с золочением иконостаса, очисткой и покрытием лаком икон, окраской стен клеевой краской, панелей – масляной. Работы проводил Тульский иконостасных дел мастер Михаил Вишняков.

Среди многочисленных икон, находившихся в то время в храме, Николай Иванович Троицкий в «Описи имущества, принадлежавшего отдельным церквам и монастырям», выделяет икону Ахтырской Божией Матери в окладе с царским гербом, икону Архистратига Михаила в серебряном окладе 1750 г., местночтимую икону святителя Николая Чудотворца; также Евангелие напрестольное 1774 г. в окладе 1779 г., Евангелие напрестольное 1757 г., кадило серебряное в виде церкви начала XVIII в.

На средства благотворителей при церкви были построены Церковно-приходская школа, Церковно-пречитовый дом, занимаемый священниками. При школе действовала библиотека. Таким образом, храм со всеми этими постройками, расположенный в стороне от селений, представлял собой особенный островок духовной культуры, чуждый мирской суете.

 

В годы советской власти

…Никольский храм постигла общая участь церквей и монастырей– он был закрыт. К сожалению, в архивах не удалось выявить документов о точной дате, но по свидетельству прихожан, это был 1935 год. После закрытия в храме устроили колесную мастерскую, сорвали кресты; в алтаре престола в честь святителя Николая установили горн, для постройки которого употребили плиты с пола и ступеней алтаря. Сломали иконостас, беспорядочно в кучу сложили иконы. Сломали склеп благотворителей храма Хомяковых, их могилы засыпали битым кирпичом. Долгих одиннадцать лет не совершались богослужения.

18 апреля 1941года решением Облисполкома были прекращены работы по переоборудованию храма под колесную мастерскую, но его восстановление началось лишь после того, как 12 сентября 1946 года он был вновь возвращен верующим. Настоятелем был назначен священник отец Александр (Князев). В 1951–1953 годах настоятелем храма был архимандрит Макарий (Кобяков), положивший много трудов и стараний на восстановление и возрождение храма. При батюшке Макарии перед церковью был устроен цветущий сад.

С 1955 года, более тридцати лет, настоятелем храма был отец Георгий Степанов, продолжавший сохранять, украшать храм, возделывать сад, расцветший при батюшке Макарии.

Потом настоятелями храма были отец Сергий (Зуев), отец Николай (Пикуза). Последний до 2002 года нес труды по дальнейшему сохранению храма, ремонтировал трапезную, кровлю, фасад. В сложные 90-е годы, когда не доставало самых необходимых продуктов питания, батюшка Николай проявлял трогательную заботу о своих прихожанах, помогал с продуктами. А в проповедях наставлял о спасении душ, покаянии.

Позже настоятелем церкви стал отец Игорь (Корейша).

… У каждого храма, как и у человека, своя душа и своя судьба. Печальная она или трагическая, добрая или светлая… Хорошо, что жизнь в святом месте в Кочаках продолжается. И каждый, кто того желает, может получить свет и тепло в свою душу…

Подготовила Елена БОРИСОВА

Понравилась статья? Посоветуйте друзьям:


Тематическая подборка статей:

Комментарии комментария 2

  • :- - 07.04.2016 в 17:46

    Давно пора

  • татьяна - 03.02.2017 в 10:52

    Елена, Вы использовали, даже не поставив кавычек, материал, собранный по крупицам, в архивах автором отдельной работы по Свято-Никольскому храму.

Перед отправкой ознакомьтесь с правилами размещения комментариев!