Задание на завтра

Развитие образования в Щекино и районе

18.02.2011 г. / Прочитано 730 / Комментариев нет

Ученики Яснополянской гимназии ТолстогоПрезидентом РФ Дмитрием Медведевым подписан документ – инициатива «Наша новая школа», в которой заявлено, что «модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом ХХI века». В привычные наши школьные классы ворвется ветер перемен. Как преобразования коснутся тех, кто сегодня «грызет гранит науки» за партами, чего ждать их педагогам? А родителям? Есть, о чем поразмыслить. Что мы и делаем вместе с педагогом-историком, ныне – руководителем комитета образования района Татьяной ДРАГОЛА.

Корр: Новые образовательные стандарты – тема, которую сейчас активно обсуждают в обществе. Впрочем, мало кто знаком с ними достаточно подробно. В нашем районе уже есть учебное заведение, где в порядке эксперимента применяются такие стандарты. Каковы успехи?

Т.Д.: Прежде всего, хочу уточнить: речь идет пока об эксперименте в начальной школе. Действительно, с 1 сентября апробация новой методики обучения началась в гимназии № 1. Благодаря содействию главы района Наталии Пилюс и администрации муниципального образования нам удалось провести необходимую подготовительную работу. Новые стандарты – это еще и серьезные требования к состоянию материально-технической базы учебного заведения, его оснащению компьютерной техникой. В течение летних каникул удалось подготовить помещения в гимназии, где теперь занимаются по новым стандартам первоклассники. Обязательное условие – у ребят должен быть дневной сон. Это значит, необходимо оборудовать для них спальни. Был проведен капитальный ремонт в помещениях бывших слесарных мастерских, приобретена новая мебель. Более 300 тыс. рублей выделил на эти цели муниципальный бюджет. Мебель мы приобрели за счет субвенций из региональной казны. Классы оборудованы компьютерной техникой. Могу с уверенностью сказать: директор школы Зоя Королева и педагогический коллектив с поставленной задачей справились. Учителя начальных классов прошли курсовую подготовку – гимназия тесно сотрудничает с Институтом повышения квалификации педагогических работников в плане апробации новых программ и стандартов образования. Конечно, работа предстоит еще очень большая. Пока рано говорить о результатах, но я уверена, уже в конце нынешнего учебного года они появятся, и мы сможем сравнить новый подход к образовательному процессу с прежним. Что касается перехода на образовательные стандарты основной и старшей школы, это еще вопрос времени. Пока не принят новый федеральный Закон «Об образовании», в котором будут определены этапы перехода на эту систему, мы можем лишь готовиться к такой серьезной реформе. И здесь, безусловно, главная задача – улучшение материально-технической базы учебных заведений района.

Сотрудники комитета совместно с директорами школ уже делали анализ по каждому образовательному учреждению – насколько материальная база, обеспеченность современным оборудованием позволит им работать в новых условиях. Потребуются значительные средства. Пока мы сейчас работаем над улучшением материальной базы спортивных объектов в школах. Согласно новому базисному учебному плану, все школы перешли на трехчасовое преподавание предмета «физическая культура». При поддержке главы района принято решение о разработке муниципальной программы «Развитие физической культуры и спорта», рассчитанной на 5 лет. Уже в нынешнем году мы получим из муниципального бюджета около 2 миллионов рублей на приобретение нового оборудования для школьных спортплощадок, начнем ремонты в спортзалах.

Корр: В своем Послании Федеральному Собранию Президент обозначил основные тезисы инициативы «Наша новая школа». Какие шаги в данном направлении планируется сделать в образовательных учреждениях в ближайшее время?

Т.Д.: Поддержка детей-инвалидов – одно из важных направлений президентского проекта, над которым мы сейчас работаем. Район включился в федеральную программу по дистанционному обучению таких школьников. В Туле создан специализированный центр, оснащенный современным оборудованием. Мы уже несколько раз организовывали экскурсии туда для родителей таких детей. К сожалению, пока решение учиться дистанционно приняли только мамы и папы 9 учащихся, которые уже участвуют в программе. Остальные пока опасаются, предпочитая традиционную форму обучения на дому. Основная причина, на мой взгляд, в том, что люди боятся оторвать детей от уже знакомых педагогов. Сейчас мы ведем активную работу по организации центра дистанционного обучения на территории района, решается вопрос о том образовательном учреждении, на базе которого он будет работать. Думаю, так будет лучше для ребят и их родителей.

Кроме того, одна из задач, поставленных Президентом, в 2011 году в образовательных учреждениях необходимо разработать проекты школы будущего. Мы решили провести в районе конкурс таких образовательных ноу-хау, уже разработали Положение. Каждая школа представляет собственное видение модернизации своего учебного заведения, обновления содержания образования, развития инфраструктуры…

В районе идет подготовка к переходу на нормативное финансирование. Определены школы, которые можно отнести в разряду малокомплектных. В них обучается до 10 младших школьников, до 25 – учащихся в основной школе, в средней школе до 50 учащихся. Конечно, в перспективе, малочисленные школы будут присоединены к базовым учебным заведениям. Для того, чтобы не пострадали ни дети, ни их педагоги, необходимо организовать стабильную доставку их к новому месту учебы. Для этого необходимо приобретать школьные автобусы. Глава района и руководство администрации идут нам навстречу. В прошлом году мы приобрели новый транспорт, в этом году – тоже уже купили 1 автобус. Хорошую помощь оказал нам департамент образования администрации области, который помог купить еще 2 автобуса. С таким транспортным парком мы решим проблему по организации подвоза детей.

Корр: Не секрет, что сейчас по всей России остро стоит вопрос о местах в детских садиках. Как решается данная проблема в нашем районе?

Т.Д.: Сегодня мы имеем возможность даже при изменении демографической ситуации удовлетворить все запросы родителей. Нам нет необходимости строить новые детские садики, пристраивать к существующим дополнительные метры, покупать площади. Единственная проблема, которую сейчас решаем, обеспечение местами в дошкольных учреждениях детей, проживающих в старой, центральной части Щекино. Переполнен детский сад № 17. Чтобы решить проблему, мы сейчас проводим ремонт и реконструкцию некоторых помещений в дошкольных учреждениях № 15, 27, 1, чтобы открыть там дополнительные группы.

Куда более нас беспокоит кадровая проблема. Не хватает воспитателей. Когда уйдут на пенсию ныне работающие, мы в полной мере ее ощутим. Для ее решения работаем в тесном контакте с Тульским педагогическим университетом. Конечно же, главный вопрос – материальный. И здесь вновь руководство района пошло нам навстречу. Разработана система стимулирования тех дошкольных учреждений, которые покажут хорошие результаты, через участие в муниципальной составляющей национального проекта «Образование» и других конкурсах.

Корр: Как отразится на системе материального стимулирования воспитателей предстоящий перевод дошкольных учреждений из бюджетных учреждений в автономные организации?

Т.Д.: Действительно, дошкольные учреждения, в отличие, например, от большинства школ, имеют собственные источники дохода – родительскую плату. Переход в статус автономных позволит их руководителям самостоятельно решать, как распорядиться данными средствами на пользу самому учреждению, его воспитанникам, коллективу. Конечно, это и большая ответственность, ведь деятельность детского сада будут проверять аудиторы, а руководитель ежегодно должен отчитываться об итогах своей финансово-хозяйственной деятельности. Сейчас идет подготовительная работа по переводу в автономные трех детских садов №6, 30, 32. Уже с 1 апреля они должны будут изменить свой статус. В 2012 году такие преобразования произойдут еще в двух детских садах. Также мы планируем перевести в статус автономных Центр детского творчества и спортивную школу. Кстати, первые результаты работы в режиме автономии мы уже видим на примере Школы искусств. Там уже второй год самостоятельно распоряжаются финансовыми ресурсами. И очень неплохо. Школа развивается, использует средства для материального поощрения сотрудников, активно и эффективно участвует в различных конкурсах.

Корр: Уже не за горами окончание учебного года и Единый государственный экзамен. Какая подготовка ведется в школах района к этому столь ответственному мероприятию?

Т.Д.: Подготовку к нынешним экзаменам мы начали сразу по завершении прошлогодних. Кстати, итоги нас порадовали. Если еще в 2009 году был определенный, хотя очень небольшой процент выпускников, которые не сумели получить положительную отметку и окончили школу со справкой, то в 2010 году такого уже не было. Даже в вечерней школе № 1 все одиннадцатиклассники успешно сдали экзамены. Конечно, весь предыдущий год мы проводили активную работу по подготовке, как старшеклассников, так и педагогов. Достаточно сказать, что учителя не жалели сил и времени, занимались дополнительно с ребятами, готовили их к сдаче ЕГЭ. А наш отдел методического обеспечения постоянно проводил семинары и консультации для учителей-предметников, снабжая их новыми методическими разработками. Думаю, что и в этом учебном году все наши выпускники покажут неплохие результаты.

Корр: Щекинские педагоги всегда успешно участвовали в конкурсе на получение грантов Президента в рамках национального проекта «Образование». Будут ли претенденты в нынешнем учебном году?

Т.Д.: В 2011 году 8 педагогов Тульской области будут претендовать на грант Президента – это 200 тыс. рублей каждому победителю. Конечно, мы будем направлять щекинских учителей для участия в этом конкурсе. Уже изъявили желание 8 человек. Кроме того, в районе на протяжении нескольких лет по инициативе Наталии Пилюс и администрации района, действует муниципальная составляющая нацпроекта. В этом году по инициативе Свиридова Н.Н. в муниципальном конкурсе примут участие не только педагоги, но и сами учебные заведения. Лучшие педагогические работники района получат 50 тыс. рублей. А учебное заведение – 200 тыс. рублей. Это хорошая материальная поддержка.

В районе сейчас идет муниципальный этап всероссийского конкурса «Учитель года». Конечно же, будем направлять наших лучших педагогов для участия в региональном этапе.

Завершается и олимпиадное движение нынешнего учебного года. Наши ребята показывают хорошие результаты. Есть уже два победителя, много призеров. Пока также рано подводить итоги, но думаю, щекинский район будет достойно выглядеть на фоне других муниципальных образований области. Талантливых ребят у нас много.

Корр: Уже есть прогноз – сколько медалистов выйдут из наших школ в этом году?

Т.Д.: К сожалению, мы с каждым годом наблюдаем печальный демографический итог «провальных девяностых годов» Число выпускников сокращается. Если в 2009 году школы окончили 700 человек, уже год спустя – чуть более 500, в 2011 году – 600 одиннадцатиклассников. По прогнозу, число медалистов составит 49 человек. Это наша гордость и ради этого стоит работать.

Корр: Скоро летние каникулы. Как будут работать детские лагеря?

Т.Д.: Комитет образования занимается организацией летнего отдыха школьников. Уже сейчас к нам поступают заявки от родителей, желающих приобрести путевки в лагеря. Конечно, в школах, как обычно, будут работать летние лагеря и, по нашим данным, все оздоровительные детские лагеря на территории района будут работать.

Елена КОРНИЛКОВА

Щекинский Химик №6 от 18.02.2011

Понравилась статья? Посоветуйте друзьям:


Тематическая подборка статей:

Комментарии

Перед отправкой ознакомьтесь с правилами размещения комментариев!