Предпраздничные прогнозы: робкие и симптоматичные

Новогодний стол. «Оливье» – подорожал, сельдь «под шубой» – подешевела

08.12.2017 г. / Прочитано 230 / Комментариев нет

Новогодний стол. «Оливье» – подорожал, сельдь «под шубой» – подешевела

Новогодний стол

С приближением Нового года и Рождества в СМИ появились всякого рода рассуждения, что и как подорожает в магазинах. Эксперты выступают всякие, проценты повышения цен называют разные, наиболее «рисковые» в этом плане продукты и напитки – тоже. Но по некоторым стратегическим позициям они едины: цены расти будут обязательно, сильно, потому что об этом говорит опыт предыдущих десятилетий. Однако на сей раз футурологи ошибаются.

 

Особенности национальных традиций

Казалось бы, новости с «ценовых фронтов» лишь подтверждают предположение о традиционном предновогоднем росте цен. Серьезном, даже болезненном. Его народ, тем не менее, воспримет терпеливо и объемы закупок праздничных наборов не снизит.

Уже прозвучала информация о повышении цен на шампанские, игристые и виноградные вина на 10-15%. На коньяки и водку в тех же пределах. На красную икру – сразу на треть.

Причем, если в случае по винам-водкам ситуацию объясняют просто – рост спроса, то по икре нарисовали трогательную картину с изменением логистики поставок: мол, раньше красную икру добывали, в основном, на Сахалине, а теперь – на Камчатке. С острова в центр России было везти якобы ближе. Спорный момент, откуда дальше ехать, но – рассказали.

Голос подали даже производители соли. Она, оказывается, тоже дорожает на 10% из-за нехватки железнодорожных вагонов для ее перевозки. Ну, с солью фокус не сработал – никто внимания не обратил. Во-первых, продукт не тот, чтобы переживать, у нас ее на складах лишний годовой запас лежит. Во-вторых, возят ее не в вагонах, а на машинах. Да и вагонов в стране – как быстро выяснилось по объяснению РЖД – тоже запас. В конце концов, если что – нас солью завалят братские Беларусь и Казахстан, там ее – море.

И тут выкатили «главный аргумент» для роста цен. Традиция называется.

Каждый год лет уже 20 подряд цены под Новый год на самые популярные пищевые товары (напитки, мясо-колбасы, икру, огурцы-помидоры, картофель, отдельные консервы, яблоки-ягоды и пр.) в середине декабря дорожают на треть и даже вдвое. Чтобы потом, когда народ к середине февраля опомнится, снова слегка снизиться.

Значит, так будет и в этот раз. С единственным исключением – вот уже пять лет почему-то перестали дорожать цитрусовые (апельсины-мандарины-лимоны) и бананы. Наелись, наверное.

Казалось бы, есть здесь доля истины. Народ безумствует, покупая все подряд и потребляя в невиданных масштабах, торговля и производители – пользуются моментом, чтобы получить прибыль. Это как с цветами на 8 Марта – половину годового оборота делают за три дня…

 

Особенности нынешнего момента

Однако не все так просто. Большинство экспертов не замечают, что все мы – и страна, и население – сегодня в экономическом плане находимся в другом состоянии. Не было еще такого, чтобы кризис длился три года подряд. За это время объем реальных денег на руках тех же туляков уменьшился на 14%.

Люди стали экономить, прежде всего, на еде. Сначала снизили объемы. Потом поменяли ассортимент: убрали из рациона копчености, хорошую рыбу, дорогие сыры, заменив все это на курятину и консервы. Торговля удивилась. Была надежда – обойдется: привыкнут, снова будут покупать в прежних объемах. На чем-то еще сэкономят.

Не обошлось. Производители и торговля перестроились в ассортименте, резко снизив присутствие «элитных» продуктов. На многие товары повышенного спроса вот уже более года цены почти не растут. Но – не спасло.

Реальные объемы продаж еды за три года в нашей области упали на 12%. Начали разоряться (и продолжают это делать) небольшие магазины «шаговой доступности», располагающиеся на первых этажах жилых домов. Вместо них теперь красуются объекты типа «пиво в розлив» и точки по реализации более крепких напитков. Еда оттуда «ушла», уступив место закуске.

Странное явление. Это нам всем – зачем?..

Но самое главное – изменилось потребительское поведение покупателя. Он, например, в продуктовом плане почти «не ведется» на акции и распродажи. Устроить очередь за новым айфоном или телевизором – пожалуйста. Толпиться ради дешевых кур, колбас, сыра – вряд ли.

Люди стали много ездить и ходить по магазинам, рынкам. Смотрят, сравнивают, выбирают. «Вдруг» всплыло такое понятие, как «качество товара». Вы заметили, что сегодня можно увидеть мясо по 180 рублей за кило, но его не берут, а через полсотни метров активно покупают внешне такое же мясо, но за 230? Значит, второе – «настоящий продукт». Научились отличать.

И – самое главное. В конце октября-начале ноября 2017 года случилось общероссийское событие невиданного свойства. Не сработала многолетняя уловка торговли и производителей еды под названием «сезонный рост цен». 20 лет срабатывала, а сегодня – ни-ни.

Как известно, когда осень переходит в позднюю фазу, у нас быстро и сильно дорожают некоторые овощи-фрукты. Причем – местные. Вчера свежие огурцы стоили 60, сегодня – 90, а завтра – 110. Помидоры были 90, стали за два дня – 150. Картошка «незаметно» подросла в цене с 12 до 18 рублей за кило.

Мотивация – «железная». Наши продукты закончились (холодно стало), складов нет, теперь везут из Турции, Египта, Туниса, Марокко.

И вот – облом. Во второй половине октября по стране прошла привычная «волна» роста цен на местные овощи и картофель. Началась в Москве и Питере, дальше зашагала по провинции. Три дня, все подорожало на треть. Еще три дня – в полтора раза.

И тут торговля «встала». Такого не было за 20 лет никогда. Люди смотрели на ценники и шли мимо. Никто ни с кем не сговаривался. Сработал инстинкт «обманутого покупателя».

Ребята, какое «исчезли» наши продукты? Как нет складов? За два года в стране объем теплиц и хранилищ вырос на треть! Вы что, телевизор не смотрите? В Тульской области появилось два крупных тепличных комбината. На Кубани, в Белгороде, Курске, Воронеже – ого-го сколько!

Через неделю цены «случайно», но одновременно и на одну величину «скорректировали». Да, огурцы-помидоры, морковь, капуста и картофель вздорожали. Но не в полтора-два раза, а на 20-25%. Теперь покупают.

 

«Разумный» рост цен?

Не будем себя обманывать. Цены под праздник, конечно, вырастут. Так что икру или шампанское покупайте сегодня. Но размер удорожания будет, скорее всего, ниже прежнего. Денег на руках населения стало меньше.

Одно из свидетельств такого развития ценового сценария – корректировка взаимоотношений между оптом и розницей. Раньше было просто: в конце ноября «праздничные» виды продуктов питания на оптовых складах дорожали вдвое, через неделю-другую повышалась цена и в рознице. Правда, в полтора раза. Для хорошей прибыли хватало.

Сегодня красная икра уже повысилась в цене у оптовиков на 25-30%. Говорят, что общий показатель роста составит +40%. Но представители розницы в лице ритейлеров (сетевых гипермаркетов) объявили: заметного удорожания не будет. Ну, на 10-15%, может быть. «Прокрутятся» за счет прежних запасов товара. А иначе народ будет покупать не по две-три, а по одной баночке продукта. Или проигнорирует. Соль же вредна для здоровья?

И еще один интересный факт.

Росстат порадовал расчетами стоимости одной большой порции (на четыре человека) двух традиционных салатов – «Оливье» и сельдь «под шубой». Оказалось, что «Оливье», сегодня обходящийся домохозяйкам в среднем по стране в 311,83 рубля, в сравнении с ценами декабря 2016-го подорожал на 3,72 рубля, или – на 1,21%. Мизер. А сельдь с «шубой» сейчас стоит в среднем 152,54 рубля. Или – на 1,31 рубля дешевле того же блюда годовой давности. Минус 0,86%! Блеск!

Цена конкретно тульского «Оливье» – 312,5 рублей. Чуть больше (всего-то +67 копеек!), чем в среднем по стране. 31-я позиция. Но – на добрую сотню рублей дешевле, чем такое блюдо в столице. Среди продуктов, входящих в состав салата, более всего – на 9,4% – вздорожал картофель. На 1,6-2,5% выросли в цене огурцы свежие, зеленый горошек, колбаса вареная, майонез, лук. Почти не изменилась стоимость моркови. Но все это увеличение практически нивелирует удешевление яйца куриного, сразу на 12,6%!

По селедке с «шубой» столь подробной раскладки нет. Но там общий «минус» в цене получился не только из-за подешевевшего яйца куриного. А также за счет сбросивших в стоимости по 1,5-2,0% свеклы и сельди.

Пустяк, наверное. Но – приятный и симптоматичный…

Александр АБРАМОВ

Понравилась статья? Посоветуйте друзьям:


Тематическая подборка статей:

Комментарии

Перед отправкой ознакомьтесь с правилами размещения комментариев!